МАНЕКЕН НАТАША

Mar 19, 2022 21:57



Это Натали Палей - самая знаменитая русская модель эпохи  меж двух мировых войн.

Сейчас говорят «модель».
В СССР её назвали бы манекенщицей.
А в русской среде Парижа 1930-х она была - манекен.

Такое вот французское слово.
Le mannequin.
В русско-парижском жаргоне оно жило без всякого женского обличья.
Склонялось в мужском роде и у дам-манекенов!

Героиня «Авантюрного романа» Надежды Тэффи о себе при знакомстве говорит без всякой иронии - «я манекен».

Русских манекенов в Париже было много, разного полёта.
Героиня Тэффи манекен средней руки.
Свою не блестящую, но не нищую  жизнь манекена она и проживает - вплоть до грустного финала.
Потому что вся история очень грустная (хотя не мода причина грусти).

Зовут девушку Мария Дукина.
Маруся.

Но как манекен она - Наташа.
Почему?

Объяснение простое:
«Теперь мода на Наташу и на Веру. В каждом хорошем мезоне (доме моды - С.) должна быть Наташа, русская княжна».

Это всё, конечно, не без влияния манекена Натали Палей - дочки великого князя и племянницы последнего русского императора:



У Тэффи в «Авантюрном романе» - смотрим на ударение, это важно! - есть и НаташА (наша Маруся), и ВэрА (это вообще француженка Люси Боль).

Последний случай удивлять не должен - брать русские имена было принято и у манекенов, и у балерин.
Так было проще добиться славы.

Вот знаменитая модель, актриса и художник по костюмам Наташа Рамбова.
Невероятно стильная особа, которая свела с ума самого Рудольфа Валентино (а он был главным секс-символом немого кино).
Наташа стала его женой на зависть миллионам дам, фанатично влюблённых в Руди:



Итак, икона стиля Наташа Рамбова в русской шали:



На самом деле эту амбициозную американку звали Уинифред  Кимболл Шонесси.
Начинала она как балерина - потому и стала Наташей.
Навсегда.

А вот и «ВэрА»! Такая тоже есть.
Немка Ева Бригитта Хартвиг - на сцене и экране Вера Зорина:



Звезда Бродвея и Голливуда, жена Джорджа Баланчина.
Балерина, актриса, модель и просто красавица:



Но вернёмся к менее звёздной Наташе-Марусе, героине Тэффи.
Из мезона средней руки.

Безжалостно-нежно наблюдательная Тэффи была модницей.
Как проходили показы в мезонах, знала более чем хорошо.
Знала все приёмы, гримасы и ухватки манекенов, такие разные для разных нарядов - «на всё нужна своя сноровка».

Итак, показ!
«В салонном (вечернем - С.) платье манекен идёт маленькими шажками.
Если юбка с оборкой, делает быстрый поворот, чтобы оборки жили, играли»:



«Если широкий рукав - приподнимает руку»:



«Пройдясь полукругом, манекен обычно отходит в глубину комнаты и оттуда, не оборачиваясь, решительно и смело идёт прямо на клиентку»:



Показы тогда проводились не только для специально собравшейся в изрядном количестве публике, но и индивидуально.
Для любой платежеспособной клиентки.

Подиума ещё не было, был просто зал с паркетом:



Хозяйка небольшого русского мезона наставляет манекена перед показом:



А финальное наступление прямо на клиентку было очень эффектным.
Оно должно было показать наряд во всём победительном блеске.
Но…

«У некоторых манекенов этот последний маневр принимает иногда чрезмерно вызывающий характер.
Одна простая русская душа, любуясь мадемуазель Вэра на этом маневре, даже струсила.
- Ой, батюшки, - всколыхнулась она. - Чего же это она так? Ну, прямо точно в морду дать хочет!»

Это то, что внесли именно русские и что до сих пор осталось непременным на модный показах: раскрывая красоту наряда, модель не кокетничает и не строит гримас.

Она богиня -  безучастна, холодна, даже надменна.
Натали Палей:



Чуть раньше, в эпоху модерна, было принято, демонстрируя наряды, принимать завлекательные позы и строить глазки:



А в эпоху ар деко парижскими манекенами стали - и чрезвычайно ценились - русские титулованные аристократки.
Или просто хорошо воспитанные интеллигентные эмигрантки.

Это не были просто девчонки с улицы, которые без ума от того, что дорвались до шикарой жизни!

Показ платьев и себя публике был русских аристократок неким компромиссом с собой.
Заигрывать, вертеться, стараться понравиться?
Пресмыкаться перед каждым встречным?
Да никогда!

Они держались настоящими королевами.
Отстранёнными, недосягаемыми, полными достоинства пополам с чувством превосходства.

Ия Ге (родственница художника-передвижника), позже леди Абди:



Женя Горленко, позже де Кастекс:



Елизавета Белосельская-Белозерская:



Княгиня Ирина Юсупова, ещё одна племянница императора.
На пару с небезызвестным супругом Феликсом она открыла свой модный дом "Ирфе" (название, естественно, они составили из начала своих имён).

Собственный её дизайн в русском стиле :



Ещё раз прекрасная Натали Палей:



С тех пор модели навсегда оставили завлекательные ужимки и суетливую игривость.
Они шествуют по подиуму, но будто живут в какой-то иной Вселенной:



Немного больше живости требовалось для спортивного стиля:

«Спортивные платья показываются юно, свежо, по-мальчишески.
Уперев руку в бедро, поджав живот»:



Это не русская княжна, а бесшабашная американка, актриса, модель и тусовщица Клара Боу.
Потому ничего царственного в ней нет. Зато  спортивный задор имеется.
Но стать всё же не та!

Упоминает Тэффи и показы купальных костюмов.
Это тоже практиковалось:
«Купальный костюм требует купальных поз, сжатых ног, откинутой фигуры».

«Сжатые ноги» были данью приличиям и хорошему тону.
Совсем уж провинциальные манекены разной степени корпулентности (Польша), но ноги сжали, как положено:



Съёмки купальника на натуре:



Такая вот работа.
Тогда ещё не настолько заметная и вожделенная, как теперь.
Но уже громкая.

Но выход из проблем, но везение, но обеспеченность.

Ведь оружие человека - «молодость, красота, деньги и удача.
Эти четыре пистолета должны быть у каждого.
Если их нет - нужно притворяться, что они есть».

русские, Надежда Тэффи, эмиграция, история красоты, модельный бизнес

Previous post Next post
Up