А МНЕ НЕ НРАВИТСЯ!

Feb 03, 2022 23:09



Шутники веками смеялись над модниками и модницами.
Эта карикатура - реакция на невероятно высокие и вычурные причёски галантного века.

Но мода веками была тираном.
Скрыться от её диктата было сложно.
"Мода - это управляемая эпидемия", - даже в ХХ веке сокрушался Бернард Шоу.

И только во второй половине ХХ века женщины смогли-таки добиться права не бежать за модой изо всех сил.
Иногда последних.

Как прекрасно не надевать всё подряд, что принято и кем-то предписано!
Даже если предписанное не к лицу, неудобно, противно и не нравится.

И это куда более чувствительная революция нравов, чем даже мини-юбка.


А вот в XIX веке не следовать моде было крайне неприлично.

Хочешь-не хочешь, а навороти на себя целую груду разнообразных тряпок, усеянных рюшечками, кружавчиками и бантиками.
Чтобы всё было, как на парижской картинке!

Вот вроде такой:



Надо было - и всё это носили.
Можно было разве что поворчать немного на щегольские причуды.

Е.П. Янькова (1768 - 1861) прожила почти век - родилась в начале царствования Екатерины Великой, скончалась при Александре II.

Здесь ей лет 30:



Бесклассная (так говорили о даме, если её муж не служил), но богатая московская барыня перевидала и переносила за 92 года своей жизни множество нарядов.

Но далеко не все ей были по вкусу.

Вот как она вспоминала моду начала 1825 года, когда готовила приданое дочери (туда входило множество туалетов на все случаи жизни):

"В то время платья были пребезобразные: узки, как дудки, коротки, вся нога видна, и оттого под цвет каждого платья были шёлковые башмаки из той же материи, а талия так коротка, что пояс приходился чуть не под мышками».

Вот тогдашнее модное платье :



И это, с рогами изобилия по подолу и толстым руло внизу юбки, похожим на колбасу:



Мы эту моду хорошо представляем, потому что как раз на те годы пришлась молодость Пушкина (а сама Янькова знавала его с детства!)

Портреты воспетых Пушкиным красавиц и сейчас популярны.
Одевались эти дамы по самой последней моде.

Это, как считается, изображение Е.К Воронцовой ("Храни меня, мой талисман" и пр.), хотя я уверена, что это вовсе не она.

Но в любом случае это её модная современница в громадном чепце:



Можно согласиться с Яньковой: мода тех лет далеко не самая выгодная для типичного женского телосложения.
Фигура напоминает если не дудку, то бутылку уж точно.

Сам Пушкин со свойственной ему зоркостью так зарисовал модный женский силуэт своего времени:



Или вот ещё набросок из его рукописи:



Карикатуристы не были столь благосклонны к дамам, как наш поэт:



Критикует Янькова и тогдашние головные уборы:

«А на голове носили токи и береты, точно лукошки какие, с целым ворохом перьев и цветов, перепутанных блондами (шёлковое кружево - С.).
Уродливее ничего и быть не могло; в особенности противны были шляпки, что называли кибитками ( chapeau Kibik)".

И тут не поспоришь.
Береты в самом деле носили просто огромные.
Побольше любого лукошка:



Или вот такой берет:



Ток (Лев Толстой писал в женском роде,«тока») - это шляпка без полей.
Тоже с перьями:



А ещё были в большой моде тюрбаны, напоминающие подушки:



Тюрбаны и береты были в ходу колоссальные:



Шляпы тех лет называли кибитками, потому что их поля окружали лицо, как стенки экипажа.
Часто это выглядело очень мило:



Хотя современному человеку такие шляпы несколько напоминают воротник-воронку,которую надевают собакам, чтобы те не перепачкали грудь и лапы при еде.

Ещё одна кибитка:



В эпоху романтизма такие шляпы считались очень уютными и поэтичными - и украшались от души.
Эта кибитка с бантами и цветами герани:



А вот карикатуристы над шляпами-кибитками вовсю потешались:



Вспомнив всё, что дамы носили на протяжении всей её долгой жизни, Е.П. Янькова сделала вывод:

"Изо всех мод, что я застала, самые лучшие, по-моему, были в 1780-1790-х годах и в 1840-1850-х годах - платье полное, пышное, длинное, лиф с мысом, а на головах наколки небольшие".

Понятно, почему ей так нравились 1780-90-е - ведь это время её молодости.
Наряды тогда были изысканными, с последними отзвуками рококо:



Это вот из 1780-х:



В 1790-е всё стало ещё проще, но талия всё равно требовалась тоненькая (как раз в эти годы мать Татьяны Лариной "корсет носила очень узкий"):



А 1850-е не зря называли вторым рококо.

Императрица Франции Евгения - тогдашняя икона стиля - обожала Марию Антуанетту и старалась подражать ей в пышности одежд.

А за ней и всё светское общество утонуло в пышных юбках.

Наколки (головные уборы из ткани и кружев, закрывавшие лишь затылок) в самом деле были  небольшие:



В России были свои модницы второго рококо:



И эту моду Е.П. Янькова очень одобряла - прилично, нарядно и особых башмаков под всякое платье шить не надо.
Даже на модных журнальных картинках никаких ног не видно:



Впрочем, Янькова весьма независимо и оригинально судила не только о модах.

Вот её отзыв на посещение знаменитой Янтарной комнаты в Царском Селе:

"Янтарная комната, про которую столько кричали, когда её отделали и считали чудом, мне совсем не понравилась, как я ожидала после всего, что я про неё слышала: я думала, что янтари подобраны под цвет и составлены из них узоры и разводы, а увидела я сплошную мозаику из мелких и крупных кусочков разной величины, вразброд и как попало...»

Так это или не так?
Старое фото подлинной Янтарной комнаты, снятое в 1930-х:



Нарядно же?
А наша московская барыня Е.П. Янькова была разочарована:

«Очень это пестро, но нимало не поражает и совсем не так выходит, как думается, не видав.

Может статься, это очень дорого стоило, и редкость, что смогли собрать столько янтарей, да только на вид не особенно хорошо".

карикатура, времена и вкусы, мелочи жизни, мнения, Е.П Янькова, история моды

Previous post Next post
Up