Повезло не им, а нам.
Им вообще-то плоховато было - они мёрзли.
Зато нам достались эти картины в музеях и замечательное зимнее времяпреровождение.
Но что делать, так уж вышло: пик малого ледникового периода (XIV- XIX в.; самой холодной была зима 1665-6 г.г. ) и бурный расцвет европейской живописи совпали.
И наконец-то удалось увидеть людей на коньках!
В подробностях.
Почему наконец?
Потому что изобретены коньки в незапамятые времена, о которых не будем, чтобы не рыться в обломках.
Лучше уж про этот самый малый ледниковый период.
Когда замерзала Темза, не говоря уж о голландских каналах.
А во Франции мела настоящая пурга.
Лёд, лёд, всюду лёд!
По которому можно скользить на коньках и на салазках.
Можно передвигаться пешком.
Можно катать дам в креслах-санках и кораблях-санках.
Можно запрячь в сани лошадку или даже козла:
Вот они, зимние радости.
На коньки встали все!
Дамы и кавалеры:
И даже самые захудалые бедняки:
Галантный век не то чтобы подзабыл, что такое коньки.
Однако на картинах и картинках прежних толп конькобежцев уже не видим.
Дамы с их непомерными фижмами и глубокими декольте не очень стремились на лёд.
Разве что самые смелые:
На льду остались истинные спортсмены.
Гилберт Стюарт изобразил адвоката Уильяма Гранта на катке в Гайд-парке:
Вдали на льду полно народу, но там сплошь мужчины!
Ещё один тогдашний известный фигурист, член первого британского клуба любителей катания на коньках.
Он скользит по льду озера Даддингтон.
Это происходит тоже в парке.
Холируд парк, Эдинбург.
Или пустынная зимняя Вселенная?
А конькобежец - преподобный Роберт Уокер, так похожий на сами знаете кого:
Коньки у тогдашних мастеров катания ещё привязаны к обычным башмакам верёвочками и ремешками.
Полюбили коньки и немцы - ведь малый ледниковый период Германию не обошёл стороной. Гёте, например, катался с удовольствием.
Однако истинным энтузиастом коньков был любимейший поэт нашего историка Н.М.Карамзина - Фридрих Готлиб Клопшток (1724-1803).
Клопшток не только сочинял длинные поэмы на религиозные и исторические темы.
Про свои любимые коньки писал такие вот оды:
Да будет вечной слава того,
Кто ногам нашим крылья дал!
Это не пустые слова: в сезон Клопшток увлечённо катался на коньках 3 часа до обеда и 2 часа после обеда.
Могуч!
И в самом деле, у этого поэта вполне спортивное лицо.
Румяное и волевое:
Коньки Клопшток считал залогом своего отменного здоровья.
Его правила ЗОЖ выглядели так:
У нас есть что выпить и чем закусить,
Плоды полей и садов,
Зимний воздух пробуждает в нас аппетит,
А крылья на ногах - вдвойне!
Иначе как крыльями он коньки и не называл!
Начало XIX выдалось очень холодным.
Однако дамы парадоксальным образом принялись одеваться очень легко - и подались на каток.
Ведь это так романтично:
Коньки снова в большой моде.
Франты возбуждают улыбки дам изящными позами:
Британия как родина карикатуры вовсю потешалась над падениями незадачливых спортсменов:
В России коньки всегда были в почёте.
Каток в Юсуповском саду в Петербурге.
Мужик продаёт замёрзшим ароматный горячий сбителнь:
Вот интересно, пробовал ли Пушкин кататься на коньках?
Вроде бы нет - он старался походить на позёра Байрона и даже английскому боксу обучался в подражание кумиру.
Но Байрон был хром и конькам предпочитал иные виды спорта.
А ведь в те времена на льду показывали разнообразные выкрутасы вот такие Чайлд Гарольды и Евгении Онегины:
Но вот кто уж точно был отменным конькобежцем, так это граф Лев Толстой.
Потому и герои «Анны Карениной» оказались на катке.
Эта атмосфера отлично знакома автору:
«Были тут и мастера кататься, щеголявшие искусством, и учившиеся за креслами, с робкими неловкими движениями, и мальчики, и старые люди, катавшиеся для гигиенических целей».
Вот тогдашний каток.
Это Петербург.
На похожем московском встретились Кити и Левин::
Дамы осторожно скользят, оттопырив пышные турнюры.
Наверное, падать в этих подушках, взбитых ниже талии, было не так больно:
А вот и кресла, о которых писал Толстой.
Толкая их их, молодой человек убивает сразу двух зайцев: доставляет удовольствие даме, которая не решается сама встать на коньки, и получает хорошую опору для себя:
Во времена Толстого катки уже стали повальной модой.
Они были забиты до отказа:
В такой толкучке легко можно было флиртовать, влюбляться, объясняться:
Обнимашки под соусом обучения правильному скольжению (рождественская открытка):
Придумывали и разные игры на коньках.
Тут дамы и господа гуськом съезжают на корточках с ледяной горки:
Или вот что-то совсем уж дурацкое:
На коньки встала даже царская фамилия.
Семья великого князя Константина Николаевича на льду:
Большой любительницей коньков был датчанка по рождению императрица Мария Фёдоровна.
Когда 1 марта 1881 года в Зимний дворец внесли её свёкра, смертельно раненого Александра II, она вбежала в комнату к нему с коньками в руках.
Потому как только что вернулась с катка.
Появились настоящие асы катания на коньках.
Они чертили на льду замысловатые фигуры и принимали живописные позы.
Многие годы шикарным считалось катиться, скрестив руки на груди:
Но настоящий переворот в этом деле совершил американец Джексон Хейнс (1840-1875):
Этот балетный профессионал совместил катание на льду с танцем под музыку - и отправился по миру с показательными выступлениями.
Чем вызывал всеобщий восторг.
Так родилось фигурное катание.
А дальше всё пошло как по накатанной дорожке.
Ледяной, разумеется.
Изменился костюм для катка - были укорочены и облегчены юбки дам.
Ведь сначала было так:
Потом вот так:
Костюм ещё полегче и попроще, в стиле модерн:
А в таких нарядах уже ничто не стесняет движений:
Эпоха джаза привела на каток модников с прилизанными волосами и блондинок в крохотных шляпках.
С муфтами девушки наконец расстались:
И наконец вот это:
Как великолепны наряды фигуристок теперь, все отлично знают и видят.
Мастерство фигуристов тоже росло постепенно.
Ловкая дама начала ХХ века:
А это советские любительницы коньков:
Массовость на катках зашкаливала.
Москва, 1929 год.
Картина Михаила Климентова "Каток на Патриарших".
Народ просто кишит:
Но невозможно выучиться кататься на коньках, ни разу не рухнув на лёд.
Так было всегда.
Вот травматичное происшествие на катке XIX века:
И для красотки пин-ап из ХХ века падение тоже не сахар:
Но вот трудности учения позади.
И тогда будет всё по Пушкину:
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!