ТЫСЯЧА ЖЕМЧУЖИН

Dec 10, 2021 22:51



Эта милая девочка - великая княжна Александра Павловна.
Её всего семь лет.
На ней великолепный русский кокошник, расшитый жемчугом.

Её отец, будущий император Павел I, нисколько не интересовался ничем традиционно русским. Вообще ничем таким.
Как и его жена, по рождению вюртембергская принцесса.
Ничего подобного она никогда не надевала.

Тогда откуда же эти кокошник и сарафан?


Это бабушка девочки, Екатерина Великая, восхищалась народным костюмом.
Для Екатерины и был написан этот портрет.

Как и портрет сестрички Александры, Марии Павловны:



Сама Екатерина - не будем особо углубляться в её резоны - тоже не раз позировала в русском национальном костюме:



Конечно, в первую очередь великая императрица желала, чтобы её считали русской.
Но ведь это ещё и очень красиво:



Барон Август фон Гакстгаузен - тоже немец, прусский чиновник (сотрудничал, кстати, некогда с братьями Гримм).
В 1843 году он три месяца путешествовал по России: готовил материалы для своего труда об экономике и внутренней жизни страны.

Такой вот серьёзный дядька:



Будучи в Вологодской губернии, он гостил в одном из имений

Как-то летним воскресным утром он стал свидетелем зрелища, которое его поразило.
По дороге мимо помещичьего дома спокойно двигалась негустая толпа женщин разного возраста.

Женщины были одеты с таким великолепием и роскошью - в шитых золотом нарядах и сияющих жемчужных уборах - что прусский гость посчитал их скорее сказочной грёзой, миражом, нежели существами из плоти и крови.

Так выглядит вологодский праздничный наряд на старинном портрете:



А это более поздняя фотография, но наряд самы настоящий старинный:



На свои расспросы, кто эти женщины, барон получил изумивший его ответ.
Оказалось, это местные крестьянки направляются к обедне!

Богатство парадного народного костюма настолько захватило Гакстгаузена, что он стал собирать сведения об этом предмете повсюду, где бывал.

Пусть простые женщины в будни ходили часто босые, в самых непритязательных домотканных или ситцевых одеждах вроде этих:



Но в праздник доставали они из сундуков потрясающей красоты старинные уборы:



Особенно поразило пруссака обилие жемчуга, чего он никогда не встречал в Европе.

Он писал:
"Есть губернии, например, Нижегородская, в которой каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин".

Нижегородский костюм:



Сколько вот тут жемчужин?



Псковский шишак - сплошной жемчуг:



Ещё один портрет:



Такой же раритетный убор на фотографии:



Если даже крестьянки ходили в жемчугах, то ещё щедрее наряжались купчихи.
Они тоже носили традиционный костюм:



И тоже обязательно были в жемчугах:

"Не говоря уже о головной причёске, где жемчуг находил применение во всевозможных ея украшениях, начиная от обыкновенного русского кокошника и кончая кокетливой, хитросплетённой из его нитей наколкой, им украшали свои платья, надевали вокруг шеи до 12 ниток с нанизанными на них крупными жемчужинами, обшивали им свои туфли и нередко вместо пуговиц и аграфов прикрепляли самые крупные жемчужины...

Чисто национальный русский костюм - сарафан, тоже не избегнул жемчужных украшений".

Это уже свидетельство уже русского исследователя Г.Т. Полилова-Северцева.

Наш современник привык видеть традиционный русский костюм в основном на артистках народных хоров и шоу, которые носят стилизованные кокошники. Часто это некие аляповатые лепёшки, раскрашенные по трафарету, с бантом сзади и фальшивой косой.

Берём крайнюю форму профанации кокошника:



Насмотревшись на такое, вполне можем разделить удивление барона фон Гакстгаузена: ведь на самом деле кокошник - это изумительно красиво:



Праздничный облик любой русской женщины в старину был неотделим от сияния жемчуга и золотого шитья:



Именно жемчуг - национальная русская драгоценность.

Это был самый любимый и - как ни странно - очень распространённый материал.
Крестьянка в жемчугах:



Жемчуг был свой, местный.
Он добывался в русских реках.

Известно 165 рек, где процветал этот промысел - от Волги до Мсты.
Славился жемчугом Ярославль, но особенно Онежское озеро и Заонежье, где 36 рек, ручьёв и озер были полны жемчугоносных раковин.

Старинное фото северной реки и большой северной деревни:



Вот псковский убор из речного жемчуга:



Свадьба в Торопце.
На женщинах за столом шитые жемчугом головные уборы:



Или вот красота какая:



Добыча жемчуга требовала сноровки и очень своеобразных приёмов.
Этим занимались мужчины, примерно вот такие молодцы:



Поднятую со дна раковину вскрывали, а ещё мягкую жемчужину, чтоб она затвердела, держали с превеликой осторожностью во рту 2-3 часа - "замаривали".

После этого добычу заворачивали во влажную тряпочку и ещё несколько часов носили в тепле, за пазухой.

Лишь после этого жемчуг "дозревал" и мог идти в работу.

Дальнейшая работа с жемчугом была чисто женской.

Жемчужное шитьё и низание были невероятно разнообразны.
В одном головном уборе могла быть и вышивка жемчугом по плотной ткани, сплошная и с прорезью, и прозрачная низаная сетка, и густая обнизь:



А ещё низались жемчужные серьги, подвески, "нарубашники" (сквозные сетки, покрывавшие декольте):



Сложные узорные вещи низались на прочный конский волос.

Ещё в XVII веке поражали иностранцев русские шпильки в виде жемчужных птичек или бабочек на булавках.
Эти шпильки втыкали в жемчужный головной убор.
Они в сочетании жемчужными нитями-низанками, которые свободно свисали вдоль щёк и слегка колыхались, придавали женскому лицу сказочную прелесть.

Мастерице важно было придумать красивый узор, подобрать жемчужины по размеру и цвету:



А ещё надо учесть тончайшие оттенки перламутра, дополнить его сияние камнями-самоцветами, хрусталём, золотым шитьём:



Тут важна была не дороговизна материала.
Рядом с турмалином или аметистом могли встретиться стекляшки с донцем, проложенным фольгой.
Или нашивался рубленый перламутр раковин-жемчужниц.

Главное - гармония и изящество замысла, тонкое сочетание нежных красок и мерцающих фактур:



До нашего времени всё-таки дошли редкие образцы этих шедевров народного искусства.

В начале ХХ века были сделаны вот такие снимки барышень в подлинных старинных нарядах:



Ещё один сохранившийся старинный наряд:



Купеческие и мещанские портреты ХIX века тоже дают представление о канувшей в Лету жемчужной красоте.

Обычно заказывались портреты не юных дев, а уважаемых матерей семейств:



Часто красота убора радовала не только в праздник.

Историк М.И. Семевский писал о городе Торопце Псковской губернии в 1864 году:
"В старые годы торопчанки не расставались со своими тяжёлыми жемчужными кокошниками; в них они являлись на гульбище, в церкви, в них занимались дома и на кухне".

Торопчанка галантного века с мушками на лице:



Более поздний портрет, XIX века:



Дома и на кухне в жемчугах?
Ведь эти уборы были цены необыкновенной: "подобные шапки у некоторых торопчанок стоили в старинные годы от двух до семи тысяч серебром".

Конечно, красоту и роскошь жемчужных уборов старорусских русских цариц, боярышень и дворянок мы можем только воображать.
Петровская горячность и европейская мода смели даже воспоминания о них.

Осталось лишь несколько парсун с изображением царственных красавиц.
Считается, что это Марфа Апраксина, жена старшего брата Петра, царя Фёдора Алексеевича:



А ещё остался поэтический образ старинного русского убора, созданный Пушкиным.
Поэт сравнил его с драгоценными окладами-ризами икон.
Как это точно!

Вот Богоматерь Ярославская.
Тут даже очертания кокошника угадываются:



Пушкин это понял, когда переводил балладу Мицкевича «Будрыс и его сыновья».

В балладе литовский витязь Будрыс так описывает, чем богата Русь, а именно Новгород:

Жёны их, как в окладах,
В драгоценных нарядах
Домы полны, богат их обычай.

Ай да Пушкин!
У Мицкевича ведь про оклады ничего не было.
Были sobole ogony i srebrzyste zaslony (собольи хвосты и сребристые занавеси).
Тоже красиво, да не то.

Дворянки перестали носить старинные наряды ещё при Петре.
Хотя их фонтанжи больше на кокошники смахивали:



Зато купчихи долго держались обычая.
Вот тут шубка модная, а на голове привычный жемчужный убор:



Позже купчихи начали традиционные жемчужные низанья забавно сочетать с европейской модой:



Потом и это ушло.

Зато на Севере в крестьянских семьях сохранились подлинники "драгоценных нарядов".
Они передавались от матери к дочери поколениями.
Иногда - веками.
И носились!
Вот так:



Только к началу ХХ века общий интерес к русскому наряду стал серьёзным.
Кокошники, унизанные жемчугом, надели светские дамы.

Княгиня Зинаида Юсупова часто наряжалась в русский костюм (и прекрасно танцевала русскую расходную):



Кокошник стал одной из канонических форм европейских тиар.

О том, кто изображён на этом портрете, знатоки спорят.
То ли королева Бельгии, то ли танцовщица Ида Рубинштейн.

Главное, дама в русском жемчужном наряде:



Влияние русского стиля на мировую моду ХХ века отдельная тема.

Потому просто ради курьёза пусть тут будет снимок американской актрисы Долорес Костелло, бабушки голливудской звезды Дрю Бэрримор.
Долорес в кокошнике:



Вот ещё из Даля - как же без него.
Думаете, как в старину говорили о девице, которая  красуется, спесивится, гордится своей прелестью и нарядами?

Она жемчужится!

история костюма, русский жемчуг, русский стиль, кокошник, традиция

Previous post Next post
Up