БЕЛЕЕ СНЕГА

Dec 03, 2021 22:26



Красивости и нежности какие.
Жизнь - праздник!
А главное, сколько здесь платиновых блондинов и блондинок.

Жеманная эпоха рококо вот так и жила, сексом и модой - «после нас хоть потоп».

Но мода бывает не только на костюм.
Она диктует, каким должно быть тело, тип лица, всё существо человека.

И человек подчиняется.
А что делать?



Рококо признавало лишь легкомысленную весёлость и кукольный нарядный вид.

Даже природа подстригалась, переделывалась и приручалась так, чтобы напоминать театральные декорации:



Природная красота человека тоже была не особо важна.
Главное, чтобы он умел изящно себя приукрасить и выгодно подать.

Потому портреты той эпохи чрезвычайно эффектны, но модели похожи друг на друга, как родня:



Зато одеяния светских ветреников никогда ещё не были так сложны и вычурны.

И дамы, и господа были разряжены, как куклы:



Заботы о внешнем блеске никогда ещё не доставляли светским людям столько хлопот.
Особенно много возни было с волосами.

Конечно, сложные причёски бывали в моде и ранее.
Например, в самом начале века XVII века - в эпоху Шекспира - на голове сооружали вот такие башни:



Но в XVIII веке причесаться модно и при этом  самостоятельно (то есть без участия узкого специалиста) стало совсем нереально.
Простая горничная, обычно чесавшая госпоже волосы, теперь не годилась.
Профессия парикмахера стала невероятно востребованной.

И дамам, и господам без Фигаро ни дня было не прожить:



И ведь в самом деле для тогдашних причёсок требовалоась редкая искусность мастера.
Мало того, что нужна была сложная завивка.
Следовало ещё и умело напудрить волосы.

Это, конечно, карикатура, едкая издёвка, но технология показана достоверно :



Когда и зачем начали пудрить головы?

Считается, что это впервые проделал ещё в 1620 году некий французский аббат с испанской фамилией Рибера.

Что он там себе пудрил, не знаю, но массово пудра пошла в ход только полвека спустя, при Короле-Солнце Людовике XIV.

И моду эту первыми завели, как ни странно, мужчины!

Считается, что король рано начал лысеть и стал носить парик:



А может быть, он просто хотел придать себе больше значительности  и выглядеть повыше?
Он ведь ещё и каблуки высокие носил, потому что был ростом всего 156 см.
Метр с кепкой, как сказали теперь.

Или метр с париком и каблуками, как здесь (до старости любил показать красивые ножки):



Ну, а за королём, естественно, и все остальные потянулись.
Завели парики.

Однако тогдашний парик ничуть не имитировал природную шевелюру.
Он был намного пышнее!
Полагали, что он напоминает львиную гриву.
Ведь лев царь зверей. Людовик же XIV воплощал всё царственное.

Король носил парики наилучшего качества и только тёмные, каштанового оттенка - «это мой натуральный цвет».

Другие могли избрать иной оттенок:



Сначала парики кавалеров были относительно скромны и имели приплюснутую макушку:



Затем становились всё выше (каков красавец с бантом!):



И ещё, ещё выше!
Это, считается, тот самый д`Артаньян в зрелые годы, "тридцать лет спустя":



В конце концов надо лбом элегантного мужчины стал возвышаться раздвоенный холм из волос. А сзади кудри сплошным плащом свисали до самой поясницы:



Разумеется, на такой парик мало было шевелюры, состриженной с одной, пусть даже самой пышноволосой дамы.
Тут нужно несколько густых кос.

Краска для волос тогда была примитивной, пачкала одежду.
Потому было проще собрать парик из нескольких пучков волос, близких по своему естественному оттенку.
А разность исходного материала можно замаскировать, припудрив изделие.

И вот парики стали пудрить.

Огромный пудреный парик австрийского императора Иосифа I:



К тому же оживились связи с Востоком, который обеспечил Европу рисом.
А из риса стали делать тончайшую пудру.

Тогда-то пудрой и увлеклись не на шутку.
Использовали её в огромных количествах.
Только не самая модная Пруссия в год расходовала 90 млн. фунтов пудры.

Стали обильно пудрить не только львиные парики-алонжи кавалеров, но и дамские причёски, и лица, и декольте:



Сейчас трудно вообразить, насколько притягательно (притягательно ли?) всё это выглядело.

Но считалось, что пудра делает старость невидимой.
Хотя разве белизна волос не говорит о старости?

Однако даже Вольтер соглашался:
«Пудра позволяет исправить все недостатки, кроме одного - недостатка ума».

Эффект бархатистого напудренного и нарумяненного лица, на котором сияли блестящие глаза, обязательно подчёркивался матовым облаком пудреных волос:



Тут были и свои нюансы.

В середине века ХIХ литератор Д.Д. Благово составил описание галереи фамильных портретов своего старинного дворянского рода.
Детали минувшей эпохи он уточнял у бабушки Е.П Яньковой (1768 - 1861).
И тщательно все эти детали фиксировал.

Итак, два портрета 1757 года. Разгар рококо!

Первый портрет:

"Анна Ивановна в платье цвета сouleur saumon (цвета лосося);
шея и плечи открыты, бриллиантовые серьги в три подвески;
большой букет из фарфоровых цветов на корсаже;
с плеч полуспускается синяя мантилья;
волосы слегка напудрены - en frimas (словно в инее)».

Портреты, описанные Благово, не сохранились.
Но точность описания позволяет многое вообразить.

Например, представить себе бриллиантовые серьги «в три подвески».
Они назывались ещё жирандоли - «огненные круги».
Потому что такие серьги в самом деле похожи на жирандоли - светильники-канделябры в несколько свечей и с подвесками.

Вот такие канделябры, много более поздние, но подражающие эпохе рококо.

Из Массандровского дворца (фото неизвестного туриста):



А это уже серьги-жирандоли середины XVIII века:



И на императрице Елизавете Петровне такие, в три подвески:



На Екатерине Великой тоже жирандоли:



И вот ещё.
Очень они хороши с таким роскошным нарядом:



Зато на каком из тогдашних портретов цветы у корсажа живые, а на каком фарфоровые, определить не берусь.

Потому что искусность мастеров-лепщиков была совершенно изумительной.

Такими цветами славилась французская мануфактура Винсенн.

В корсажный букет обычно входило три-пять роз в окружении полевых цветов.

А чтобы понять, как эти цветы выглядели - вот знаменитый «Букет дофины» 1749 года.
Это безделушка, подаренная женой наследника французского престола Жозефиной Саксонской папе-курфюрсту:



Состоит это чудо из 470(!) фарфоровых цветов, с удивительным изяществом подражающих натуре.

Ещё один фарфоровый букет рококо:



А небольшой - в сравнении с «Букетом дофины», но очень заметный на корсаже - фарфоровый букет попал и в русское аристократическое семейство.

Теперь ещё один портрет, описанный Благово под руководством бабушки:

«Марья Ивановна в платье белом пудесуа с красными бантами, видно, что набелена и нарумянена;
букет на корсаже, цветок на голове;
напудрена a la neige (до снежной белизны)".

У Марьи Ивановны цветы на корсаже были живые или виртуозно сделанные из тафты, но точно не фарфоровые - это бы бабушка запомнила.

Цветов могло быть очень много - тогда на украшения не скупились:



И белые наряды с красными бантами были популярны.
Жирандоли в ушах дамы, конечно, замечены?
Всё как положено:



А пудесуа это старинная шёлковая ткань, из самых дорогих - очень плотная.
Она ткалась из крученой нити и потому необычайно была гладка, но без яркого глянцевого блеска, какой бывает у атласа.

Скорее всего что-то такое:



Однако прелестнее всего в этих описаниях характеристики причёсок красавиц.

Пудра на них поэтически сравнивается со снегом.

Одна голова - что чуть в инее - наверное, была напудрена вот так.
К тому же тут и цветы, и синяя мантилья "полуспускается":



Другая голова - что сплошь припорошена пудрой-снегом до белизны - выглядела в таком роде:



Или вот так:



До чего же красиво сказано про иней и снег!

Однако это была самая общеупотребительная и обыденная парикмахерская терминология.

Историк Н.М. Карамзин, в молодости вполне франт, путешествовал по Европе.
Когда суровый английский парикмахер мазал его причёску старым салом и посыпал вульгарной мукой, он с тоской вспоминал Париж, где «кисть искусного, весёлого Ролета, подобно зефиру, навевала на мою голову белейший ароматный иней».

Навевали эту прелесть на кавалера вот так:



Результат качественного навевания, а также завивки и начёса  на молодом щёголе:



Мужчина, наслаждающийся ароматной пудрой!
Типичная картина «ancient regime» - французского «старого режима».

Галантный век как он есть.

Н.М.Карамзин, галантный век, фарфоровые цветы, история причёски, пудра, снег и иней

Previous post Next post
Up