До чего же занятное было обыкновение в старину: одевать сестёр, близких по возрасту, абсолютно одинаково.
Нет, не близнецов.
И даже не совсем малышек - когда, возможно, платьица всем сестрёнкам шились из одной и той же ткани для экономии.
Вполне взрослые девушки-невесты щеголяли в одинаковых нарядах.
Особо не заботясь о выражении индивидуальности.
Странно ведь?
Повелось это издавна.
Во всяком случае, вот эти сестрички из XVI века - возможно, таки близнецы - различаются только тем, что одна держит попугая, а к другой пристаёт обезьяна.
«Элементы красивой жизни» той поры!
Экзотическая заморская живность была знаком роскоши и богатства:
Сёстры Уолгрейв, изображённые Рейнолдсом, уже из галантного века XVIII.
Милые девушки рукодельничают.
Они тоже одеты и причёсаны совершенно одинаково:
Знаменитые сестрички Мекленбург-Стрелицкие - Фредерика (её ждали в будущем три королевских брака) и Луиза (будущая «королева сердец» Пруссии)
И с комическим удивлением взирает на них скульптура, олицетворяющая реку Шпрее:
Сёстры стоят в обнимку в духе модных тогда чувствительных манер - и в одинаковых платьях.
Шарфы и башмачки у них тоже одинаковые, только разного цвета.
Лишь цветом и мельчайшими деталями разнятся и более затейливые наряды дочек Павла I, Александры и Елены.
Причёски у них тоже одинаковые:
Единение родственных душ, выраженное даже в сходных нарядах, было знаком той сентиментальной эпохи.
Это тем более естественно, что тогда вообще у всех наряды были довольно однообразны.
В основном белые рубашки, как у этих сестричек:
Так что скорее всего сёстры Ларины - Татьяна и Ольга - по торжественным дням являлись в нарядах одного покроя и цвета.
С минимальными нюансами, вот как у этих сестричек (портрет чуть более поздней эпохи):
Хотя в опере Чайковского их всегда одевают категорически различно.
Ольга, как правило, резвится в розовом, в кудряшках и рюшечках, а у Татьяны всё совсем скромное и коса до пояса.
Обычай наряжать сестёр идентично продержался очень долго.
Весь XIX век сестричек наряжали в одинаковое:
А это уже самый конец века.
Высший свет. Бальные платья.
Однако сёстры одеты по старинным правилам - вполне сходно:
А это уже век ХХ - и некие счастливые сестрёнки на карусели:
Английский двор всегда широко практиковал семейную "униформу".
Вот дочки королевы Виктории Елена и Луиза в одинаковых платьицах и с одинаковыми медальонами, только цветы к корсажу приколоты разные:
Это тоже дети Виктории, на сей раз в матросских костюмчиках:
А это взрослые девушки, уже внучки королевы, Виктория и Мод:
В России было то же самое.
Дочки брата российского императора Николая I, Михаила Павловича, выглядывающие из готической арки, одеты как близняшки.
Хотя они разного возраста:
А это дети великого князя Константина Николаевича.
Одинаково одеты и причёсаны не только сёстры, но и младшие братья:
Да, очень часто целая семья готовила себе одинаковые наряды.
Вот королева Виктория и её внучки, четыре сестры Гессенские (самая младшая девочка - будущая российская императрица Александра Фёдоровна).
Они в трауре по матери девочек, принцессе Алисе:
А здесь эта мама ещё жива, а дочки (они тут немного младше, чем на предыдущем снимке) в привычных одинаковых нарядах:
О нет, конечно, далеко не всегда платья сестёр были копиями друг друга.
Можно было и совсем по-разному одеться.
Как сёстры Бонапарт:
Если таки пошиты одинаковые платья, некоторые девушки старались разнообразить наряд, приладив к нему какую-то деталь, например, воротничок:
Но в основном сёстры были в совершенно одинаковых платьях, и это считалось очень милым:
Если старшая сестра была уже девицей-невестой, а младшая ещё подростком, у последней платье было такое же, только покороче:
Иногда всё решалось совсем просто: у младшей оборок на юбке было поменьше, и ей не делали декольте.
И распущенные волосы считались детской причёской.
Это те же принцессы Гессенские.
Тогда ещё Элла и Алиса, позже Елизавета Фёдоровна и Александра Фёдоровна:
Здесь сёстры-подростки, пока в коротких юбочках:
Сёстры Юсуповы, княжны Зинаида и Татьяна:
Отделка платья младшей сестры могла быть чуть более «детской», но на этот наряд шла та же ткань.
И стиль был тот же самый:
Обычно и нарядные, и повседневные платья в семьях готовились по тому же принципу.
Не только у принцесс и княжон:
Старинная цветная фотография начала ХХ века (не раскрашенная! автохром), где сестрёнки одеты в семейную «форму» в клеточку:
А тут на всех юных членах семьи типовые матроски и шляпы:
Это в основном малышня.
Но до самого конца XIX века и взрослые девушки-сёстры ходили в одинаковых нарядах.
Дочери Герцога Эдинбурского и великой княжны Марии Александровны:
Даже зимняя одежда сестёр была, как правило, одинаковой.
Сёстры Кавос:
Зимние наряды неизвестных малышек:
Одинаковые платья сестёр, правда, могли быть разного цвета.
Но и только:
Однако как сами девушки относились к такому обычаю?
Спокойно.
Как к чему-то само собой разумеющемуся.
Как к чему-то привычному и нормальному.
Возможно, одинаковость костюмов имела и педагогическую цель - не возбуждать меж сестёр ссор и соперничества из-за нарядов.
А если сестрички были дружны, то они вообще с большой радостью носили одинаковые костюмы.
Вот были такие любящие сестрички, датские принцессы Александра и Дагмар.
Они росли в благополучной дружной семье.
Даже когда они вышли замуж, летом непременно с семьями собирались под отчим кровом.
И не только в детстве и юности наряжались в одинаковые платья.
Даже много лет спустя - когда Александра стала королевой-консорт Великобритании, а Дагмар российской императрицей Марией Фёдоровной (и матерью последнего императора) - эти две взрослые дамы для встреч заказывали себе всё абсолютно одинаковое.
Вплоть до шляпок.
Как когда-то в детстве!
Сохранилось много фотографий, запечатлевших венценосных сестёр в таких "близнецовых" нарядах:
А вот они же в зимних костюмах:
А это те же сестрички уже пожилыми вдовами:
Дети королевы Александры поддерживали старую традицию и тоже носили одинаковое:
Ну, а самые знаменитые одинаково одетые сёстры в мировой литературе - это, конечно, Наташа Ростова и её кузина Соня.
Кстати, роман объёмный, в четырёх томах, но мы так никогда и не узнаем ни фамилии Сони, ни её отчества, ни степени родства с Наташей.
Семья Ростовых на знаменитом балу у екатерининского вельможи, как известно, выглядела так:
"На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причёсаны a la grecque".
В фильме Бондарчука, конечно, всё переврано - и платья девушек очень разные (у Сони никакого розового чехла нет), и мать не в масака (это глубокий фиолетово-коричневый цвет) и не в бархате.
Про причёски и говорить нечего, хотя парикмахера выписали на Мосфильм из Парижа:
Зато граф Толстой ничуть не погрешил против правды.
Дворянские традиции он знал превосходно.
Вот эти воздушные платья сестёр-принцесс рифмуются друг с другом, как надо, хотя они несколько более позднего времени и не бальные (рукав длинный):
Е.П Янькова вспоминала о московском сезоне осени 1817 и зимы 1818 года в Москве.
Он выдался особенно весёлым и шумным из-за того, что в Первопрестольную наведалась императорская фамилия:
"В эту зиму много было издержано на бальные наряды.
Я для обеих дочерей заранее приготовила хорошенькие платья".
Естественно, одинаковые!
Какие же это были платья?
Подготовка к сезону началась ещё летом, в деревне.
О визите императора в Москву семью Яньковых предупредил ближайший сосед по имению Апраксин - богач, хлебосол и большой ценитель женской красоты.
Узнав новость, мать девиц Яньковых поняла, что времени терять нельзя:
"...я распорядилась: засадила своих швей за пяльцы и для каждой дочери приготовила по два белых платья, серебром шитых по шёлковому тюлю.
Два платья были вышиты мелкими мушками или горошком серебряною нитью, через ряд матовою и блестящею, а другие два платья с большими букетами по белой дымке, что было очень нарядно, богато и легко".
Деревенские искусницы вышили, разумеется, только заготовки.
Тогдашние вышивки по тюлю чрезвычайно изящны.
Вот образец работы мастериц:
Сами же платья были творением рук московских модисток.
Которые подогнали работу крепостных вышивальщиц к модной выкройке, сшили всё и закончили отделку.
Получилось нечто вроде такого:
Заботливая мать была довольна:
"Когда осенью мы возвратились в Москву, я велела сшить платья и показывала их Апраксину, большому знатоку в дамских туалетах, и он ими восхитился.
- Тюлевые платья, - сказал он, - я посоветовал бы вашим барышням надеть на бал в Благородном собрании, где будет много публики и туалеты не так заметны; а дымковые платья поберегите для моего бала, ежели царская фамилия осчастливит меня своим посещением".
Совет был дельный, и ему последовали.
Балы в Собрании тот сезон были крайне многолюдны.
Даже имевшие в Москве собственные дома дворяне должны были записываться на вечер заранее как члены Собрания и получать билеты.
Посетительских билетов (для случайных лиц) и вовсе не было.
Е.П.Янькова вспоминала:
"Не помню, который номер билета был у меня в тот год, но у которой-то из моих дочерей был № 1 000 для девиц; поэтому можно себе представить, по скольку персон бывало на больших балах в Благородном собрании".
Именно на таком многолюдном бале в Дворянском Собрании Татьяна Ларина скромно стояла в тени колонны, но всё же была замечена своим будущим мужем.
И решилась её судьба.
Должно быть, билеты для Лариных достала тётка, княжна Алина?
Татьяна, как и девицы Яньковы, скорее всего, тоже была в платье, вышитом деревенскими мастерицами.
Вроде этого:
Однако был ли шанс у девиц Яньковых блеснуть хотя бы не в Собрании, а на бале у соседа Апраксина в своих дымковых платьях?
На их долю не досталось тогда ни бального фурора Наташи Ростовой, ни жениха-генерала, как Татьяне Лариной.
Но повеселились и поплясали они вволю.