Пусть некоторые любят (и мечтают), чтобы всегда было жарко.
Чтобы всегда был пляж, и над головой колыхались пальмовые листья.
Нет, я как тот мальчик из детской книжки, который любил и лето, и осень, и зиму, и весну.
Именно это прекрасно - и в разгаре, и в неуловимых переходах из сезона в сезон.
И всё это «сердцу смертному сулит неизъяснимы наслаждения».
Уходит лето, и вместе с ним те радости, которых потом долго не дождаться.
Пусть в январе можно купить клубнику, а в декабре сирень - но вот вынести стол «на воздух» и повести за ним беседы...
Это бывает лишь летом.
И то, когда дождик не каплет.
Особая летняя радость.
И как это красиво!
Потому и картин про это великое множество.
Белая скатерть, солнечные зайчики, покой.
Милый натюрморт:
Ещё натюрморт.
Более обстоятельный.
С солидной сервировкой.
Баре пока гуляют, а прислуга уже тащит поднос с посудой:
А тут всё совсем просто, по-дачному:
Вообще-то пировать на вольном воздухе древнейшая традиция.
Вот эти голландцы XVI века не обзавелись ещё ни чаем, ни изящными манерами.
На столе кус ветчины, коврига хлеба.
Вместо тарелок дощечки.
И - ну надо же! - у них гранёные стопки!
Да, явно не Вера Мухина их придумала:
Особую непринуждённость трапезе придаёт чан с похлёбкой, которая варится тут же (и все получают по миске).
И лохань для мытья посуды рядом.
Собака сосредоточенно доводит тарелки до блеска, так что и мыть их легко будет.
У французов галантного века в меню та же свинина - а настроение ещё разгульнее:
Зато вино подаётся уже не в кувшинах, а в бутылках - пустые валяются грудой на земле.
Выпито немало!
И тарелок разбито порядочно.
Собак на объедки собралась уже целая компания. Но самый сладкий кус явно захватил матёрый кот.
Нет, лучше уж что-нибудь поцивилизованнее!
Вот разгул в дорогом ресторане.
Фраки джентльменов и изысканные туалеты дам.
Начало ХХ века.
Беспечное время, не ожидавшее ещё никаких мировых войн:
Ночь - пора излишеств и флирта.
А тут полдень.
Чинное кафе на курорте - и благопристойная толпа за столиками.
Собак тут тоже хватает. Вот только к тарелкам их больше не подпускают:
До чего же это всеобщее - посидеть за столом на вольном воздухе.
Как это всем всегда нравилось!
Вот французы.
Без парижского кафе никак не обойтись.
Пусть будет вот это кафе, на бойком месте и с шикарной красоткой, которая умудряется что-то жевать, не поднимая вуалетки.
Почему бы нет?
Нужно же сейчас всюду являться в медицинской маске - а дамам не привыкать к разным ограничениям:
Это тоже французы, но скромные крестьяне.
Нехитрые радости спокойных усталых людей:
Вот датчане.
Не шикарно, зато очень весело.
Тёплая компания сдвинула бокалы и кричит: «Гип-гип-ура!» (картина так и называется):
Вот британцы.
Здесь очень тихо и чинно.
Собачка исключительно как компаньон, а не помощник в мытье посуды.
Викторианский дуэт:
Вот австралийцы (художник, во всяком случае, австралийский классик).
Тихие семейные радости:
Немцы:
Американки:
Испанки в изображении шведа:
Разумеется, именно это художникам больше всего и нравилось!
Изображать среди зелени за столиками роскошных дам.
И это понятно.
Ведь дамы попивают чай или кофе, принимая самые причудливые позы:
Или так:
Или эдак:
Какой хотелось бы женщине видеть себя в подобной сцене? Причём вдобавок глазами мужчины?
Это есть у Ахматовой:
На столике чай, печенья сдобные,
В серебряной вазочке драже.
Подобрала ноги, села удобнее,
Равнодушно спросила: «Уже!»
Протянула руку. Мои губы дотронулись
До холодных гладких колец.
О будущей встрече мы не условились.
Я знал, что это конец.
Красиво, не правда ли.
Как это выглядело? Вот так?
Или так?
Или скорее так?
Конечно, иногда и джентльмены попадались при дачных столиках. Соло.
Но очень редко.
Вот мужчина и кувшин морса у Владимира Маковского:
Сюда подойдёт скорее что-то из Чехова.
Например:
«Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься».
Вот мы наконец и в России!
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины -
Раздуем себе самовар!
Это Александр Блок.
И мрачноватый блеск Серебряного века.
Блок в самом деле сам ставил самовар и чаи на воздухе пивал.
А вообще даже рьяный англоман Иван Гончаров, который обошёл весь земной шар на фрегате «Паллада», утверждал:
«Нет, чай умеют пить только в России!»
Ещё бы не умели:
И Александр Дюма соглашался: «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России».
Конечно, французы не большие знатоки чая, но зато Дюма известный гурман.
Невкусного в рот бы не взял.
И в этом синем домике тоже чаёвничают:
Борис Кустодиев, автор самых завораживающих декораций русской провинции.
Да, это лишь фантазия - но всё истинная правда!
Не самая популярная из его купчих:
Кстати, чай и арбуз парадоксальным образом отлично идут вместе.
Тоже всё правда.
У Кустодиева это сплошь и рядом:
И - по контрасту его собственная семья на даче.
Интеллигентно скромная, но за тем же занятием:
Снова чайный стол - точно ли на дачной траве, то ли на веранде, неясно.
Но собака тут как тут.
Кузьма Петров-Водкин. Великолепный утренний натюрморт:
Эта ложечка, преломлённая и утроенная в гранёном стакане чая, выглядит истинно авангардным арт-объектом.
Чай же, судя по скромному цвету, был в 1918 году не самый шикарный.
Это потом появилось Чаеуправление, где попадались разные чайные сорта.
Контора, которую авангардно воспел Маяковский:
Присягну
пред целым миром:
гадок чай
у частных фирм (можно прочитать и «фиром», так веселее! - С.)
Чудное явление -
Чаеуправление.
Сразу видно -
чай
что надо,
пахнет
дом цветущим садом.
В цветущем саду и закончим.
Один из столпов соцреализма академик Александр Герасимов с юности питал слабость к дачам и дачным столам.
Ещё в 1913 году он написал дочку писателя Гиляровского Надежду за чаем в прекрасный летний день:
Свою собственную семью и себя в 1934 году он изобразит в том же классическом антураже: дача, лето, солнечные зайчики, букет роз.
Серебряный сервиз, золлочёные чашки - и пышущие полнейшим благополучием люди:
Эти розы так избыточно роскошны, что час их увядания близок.
Увядает и лето - вот-вот пожелтеют листья, польёт частый дождик, а стол придётся убрать.
Будет осень.
Это так прекрасно.