МЕЖ ЮНЫХ ЖЁН, УВЕНЧАННЫХ ЦВЕТАМИ

Apr 27, 2021 00:14

Раз весна, то пусть будет про это!



Не стоит и сомневаться, что самым первым украшением женщины были цветы.
Ещё до всяких камушков, ракушек и косточек.

И многие века спустя - когда забросили уже ракушки - цветы в волосах оставались непременно.
Красиво же!

Конечно, цветы иногда ненадолго выходили из моды - то причёски были неподходящие, то слишком уж украшаться считалось грешно.
Но в XIX веке цветы на дамских головках обосновались прочно.

Живые цветы всегда выглядят прелестно, но вот беда - увядают чересчур быстро.
Однако на один вечер может хватить их недолгой жизни:



К тому же живые цветы оказывались бюджетнее искусно сделанных из тафты и атласа.
Недаром Лизу, бедную воспитанницу богатой графини Лизы из "Пиковой дамы",  мы видим на балу "с головой, убранною свежими цветами".

И девическую нежность именно скромный веночек подчёркивал особенно трогательно:



Девушка также могла украситься пучками шиповника у каждого уха.
Мило и скромно:


Или вообще единственная роза венчала причёску:



Особенно нравились розы, пришпиленные  в испанском стиле.
Вот так:



Ещё одна "испанистая" роза:



И ещё:



Одна роза всегда смотрится эффектно:



Хотя роза - царица цветов - никогда не выходила из моды, для украшения дамской причёски годились буквально любые цветы.
Неважно, какого вида и цвета.
Надо было только подобрать те, что к лицу.

Несколько анемичная внешность Луизы Орлеанской умело оттенена ярко-голубыми цветами, затерявшимися в белокурых локонах:



Ещё одна блондинка - эта с бледными розами.
Уже не такой удачный выбор:



Вот эти смешные цветочки у барышни провинциального вида явно искусственные.
Даже листочки у них голубые.
И платье точно такое  же голубое-голубое.
Самый модный цвет (" и дочь  и Ляпкина-Тяпкина ходит в голубом, и дочь Земляники тоже в голубом"):



Расположение флористических украшений в причёске зависело от моды.
Где пучок кос или локонов, там и цветы.
Если причёска высокая, то и букетик будет торчком, как у "Ляпкиной-Тяпкиной".

Цветы то почти касаются щёк - как и гладкие пряди-бандо, и косички  - в 1840-е:



То крепятся к затылку в середине XIX  века.
Туда же, на низкий пучок, сдвигали даже тиары (так делала королева Виктория)!
Тут роскошные розы опускаются даже на спину:



Именно в середине века - в 1850-60-е - случился настоящий бум цветочных украшений в дамских причёсках.
Без них явиться на бал стало неприлично.

Небывалого мастерства достигают изготовители искусственных цветов.
А живописцы изощряются так, что нам и не отличить эти шедевры из шёлка от творений природы.
В ходу не только розы:



Анютины глазки были невероятно популярны.
Даже Анна Каренина отдала им дань.
На роковом балу, решившем её судьбу, "на голове у неё... была маленькая гирлянда анютиных глазок " (в экранизациях обычно опускают эту трудную для визажиста деталь).

И не только Анна Каренина носила в волосах анютины глазки ( здесь из них настоящий венок):



А у этой дамы в причёске веточки гелиотропа.
Думаю, они натуральные.
Вряд ли кто-то стал бы возиться и имитировать такую невзрачную мелюзгу.
Зато нежность и аромат гелиотропа пленяли:



А вот эта гирлянда роз явно искусственная.
Таких немало сохранилось в музеях истории костюма.
Гирлянда прочно крепилась на округло выгнутой по форме головы проволочке и надевалась на манер современного ободка:



Или это вообще совершенно современный ободок, только украшенный цветами:



Вот ещё подобная гирлянда, совершенно очаровательная:



Дамы старались перещеголять друг друга оригинальностью выбора и самыми необычными цветочными композициями.
Вот это что такое - понять не могу.
Робко предполагаю: каллы?



Здесь видим бант из волос, из которого"произрастает" зелёный плющ:



А тут плющ запутался среди кудрей:



И совсем уж необычное, оригинальное, но милое - ягоды смородины, спускающиеся на плечи:



Носили и цветочные венки более традиционного вида:



Плотно сплетённый венок, без листвы:



И ещё один венок из роз.
Такие особенно любили при дворе королевы Виктории. Она и сама надевала подобные штуки, и её приближенные не отставали.
Это как раз её дочь и есть.
Алиса Гессенская, мать последней русской императрицы:



Разумеется, цветочная вакханалия в дамских причёсках, длившаяся довольно долго, в конце концом приелась.
Сошла на нет.
Цветы продолжали появляться у дам в волосах (не говоря уж о шляпках), но уже не так густо.
И не в обязательном порядке.

А потом и вовсе вышли из употребления.
Цветы отдельно, а женщины отдельно.
Инода - жаль, что так.

искусственные цветы, причёски, Алиса Гессенская, история красоты, история моды

Previous post Next post
Up