Это русский ресторан.
Даже странно, что русские художники - хотя бы передвижники - хотя бы с целью бичевания - совсем не изображали тогдашний общепит. Трактиры Кустодиева не в счёт: это уже ностальгические грёзы.
Ещё приватная трапеза у наших живописцев попадается иногда, а вот харчевни и рестораны (всё это было в XIX веке России в изрядном количестве и на любой кошелёк) совсем их не занимали.
В отличие от французов:
А ведь всё это так живописно.
Даже по рекламным объявлениям понятно, что и в русских ресторанах было на что посмотреть.
А меню!
Вот было такое место со странным названием «Восточный Байкал» (в Москве, в Сокольниках).
Рекламировался ресторан так:
«Комфортно отделанный, роскошно омеблированный и пышно драпированный, с приличным освещением, а внутренность дома убрана разнообразными душистыми цветущими и плодовитыми деревьями».
Деревья - развесистые пальмы и померанцы в кадах - считались признаком ресторанного шика.
Озеленение залов делали в "роскошном тропическом стиле", который теперь называют викторианским:
Это ресторан "Медведь" в Петербурге на Невском проспекте.
Владельцы «Восточного Байкала» хотели выглядеть столь же модно.
Хотя масштабы у них были не те, да и располагался ресторан далеко не в таком парадном месте.
Так что они особо подчёркивали: «сей ресторан отделан по примеру Парижских загородных гостиниц».
То есть заведение было с верандой и столиками на воздухе в летнее время.
Вот как в Булонском лесу (где в подобных ресторанчиках любили перекусить прелестные велосипедистки с осиными талиями и в пышных штанишках):
«Восточный Байкал» сулил гостям вкусности со всей России:
«Получить можно живые стерляди, омские моксуны, крупные раки, приготовляемые в новом вкусе, молодые цыплята и цветные птички подорожники».
Конечно, насчёт живых стерлядей тут не очень ловко выразились - их же не сырыми и живыми ели, просто приготовляли тут же, доставая из садков. приготовленное посетители и "получали".
А вот омский муксун уже привозной.
Сибирская нежная рыба.
Есть ли в Омске муксун сейчас? Вряд ли.
Как приготовляли раков «в новом вкусе», неясно.
Странны и «цветные птички». Это забытая северная дичь, лапландский подорожник. Мелочь - всего 25 г весу.
Что за особые гастрономические свойства именно у этой крошки, тоже загадка.
Ещё одна региональная вкусность - «к жарким и винам подаётся С.- Петербургская морошка».
Но это же Москва!
Потому главная гордость заведения - блины.
И не только блины привычной классической рецептуры.
Например, подавались «букетные блины, приготовляемые на фруктовом соку, а не на дрожжах, с букетами и буквами на каждом блине, выходящими отчётливо и оригинально».
Каким образом на блинах появлялись эти цветы и буквы? Фигурное дно было у сковородок?
Или блинщики орудовали фунтиками и рисовали прямо на блине?
Сейчас это искусство - картинки на блине - снова входит в моду.
Рисуют тестом, подкрашенным шоколадом или ягодным соком.
И не только сердечки рисуют, спирали и иные простенькие узоры. Целые картины получаются.
Одна девушка делает даже блинные портреты звёзд Голливуда.
Вот Райан Гослинг в виде блина.
Вернее, блин в виде Райана Гослинга:
А что, похож!
Старинные же букетные блины считались не только эффектными, но и полезными - «по свойствам входящих в них фруктовых дрожжей не отягощают желудка и не теряют своего вкуса при употреблении их с зернистой икрой и свежей сметаной».
Пеклись и блины с иностранной ноткой:
«Имеются вновь вышедшие пармезанные блины, приготовляемые из заграничного сыра пармезана, от которого они заимствуют вкус и самый букет, их также употреблять можно с зернистой икрой и свежей сметаной».
Блины шли на столы прямо с пылу с жару - «отпускаются без задержки, и для пикников отдаются четыре комнаты, эффектно убранные душистыми и цветущими деревьями, с прибавлением к оным на сих днях цветущей камелии».
А тут что-то странное.
Что за пикник в комнатах, хоть и с камелиями?
Пикник должен выглядеть вот так:
Скорее всего, пикниками в ресторане называли пиры весёлых компаний, желающих угощаться в своём тесном кругу и с доступом свежего воздуха.
Тем более что для них имелась «обстановка комнат деревьями в роде итальянских летних галерей».
Вот летняя ресторанная веранда, только с минимумом деревьев:
Компания могла быть сколь угодно людной.
«Для пикников же приготовляются вышеупомянутые блины и отпускаются без замедления на 80 (! - С.) персон, по случаю вновь устроенных трёх искусственных печей».
Надо же, какие массовые пикники были возможны.
И что за искусственные печи? Газовые, что ли?
В общем, рекламный рассказ о ресторане был хоть и коряв слогом, но вполне завлекателен.
Он вполне мог привлечь публику и из города, и местную, дачную, которая всё лето проводила в Сокольниках и нагуливала на воздухе изрядный аппетит.
Публику эту изобразил старший брат Чехова, художник Николай:
Адрес заведения даётся с подробностями, чтобы гости не заблудились:
«По шоссе, не доезжая Сокольнической заставы, на левой руке, в кафе-ресторане, существующем и в летнее время на даче, имеющем двухцветный флаг, рядом с аптекой».
Не проедешь мимо!
К тому же «подъезд освещён».
Гуляй, Москва.