ЛЁД. ИЗВЕСТНО ДОСТОВЕРНО

Oct 01, 2020 23:18

Хрустальная посуда «из моды вышла ныне».
А ведь когда-то за ней очень гонялись.
Потому, наверное, в каждой семье есть не одна вещица из резного хрусталя, играющая на свету радужными бликами.
Или даже хрустальная люстра.

Разумеется, вот эта диковинная штука - не из бабушкиного серванта. И не из обычного посудного хрусталя.
Из натурального, горного!


Горный хрусталь или кварц (Si O2; другое название кварца - кремнезём - вовсе не романтично).

Цветной кварц уже самоцвет.
То есть всем известный аметист (лиловатый, розоватый, фиолетовый).
Или цитрин (всех цитрусовых оттенков от лимонного до апельсинового).
Или раухтопаз, который никакой не топаз, только  цветом похож  - серовато-соломенным. Его ещё называют дымчатый хрусталь. Такой камушек - довольно большой -  мой сын нашёл на обычной парковой дорожке, покрытой гравием. Под ногами валялся. Показали геологу - раухтопаз!

А вот горный хрусталь совершенно бесцветный.  Как чистейший лёд.
Кристалл (или хрусталь - по-русски, с блеском и хрустом словцо) по-гречески  и значит "лёд".

Прозрачность и сияющая твёрдость хрусталя в старину поражали воображение людей настолько, что его происхождение казалось мистическим. Будоражило воображение.
А  с воображением у древних было всё в порядке, у  учёных в том числе.

Китайцы и японцы считали горный хрусталь замёрзшим дыханием Белого Дракона.
Гомер, Эмпедокл, Аристотель, Сенека, Плутарх и прочие античные мудрецы и всезнайки драконов к делу не приплетали.
Они искренне полагали, что хрусталь это окаменевший лёд.

Плиний Старший, известный ученый времён последнего дня Помпеи (сейчас скорее сказали бы, что он занимался научпопом) писал о хрустале:

«Кристалл образуется действием сильного холода. По крайней мере он только там  находится, где больше всего смерзается зимних снегов... а что он есть лёд, известно достоверно; оттого греки его так и называют.
Почему он родится шестигранным, нельзя найти причину, тем более что и концы неодинаковы, и гладкость боков настолько совершенна, что никаким искусством этого достигнуть нельзя».

Можно простить древним такие милые заблуждения - самородный горный хрусталь большими (до 20 кг) кристаллами и жилами в самом деле находят в горах, а там, на высоте, холодно.

Но хрустальный лёд, который никогда не тает, естественно наделялся волшебными свойствами.
Зороастрийское небо сплошь из хрусталя. Олимпийские боги пили нектар из хрустальных чаш.
Хрустальный шар непременный спутник магов и чародеев. Как без него постичь тайны мироздания?
Знаменитый Парацельс - Теофрастус Бомбастус фон Гогенгейм - всерьёз считал, что созерцание и осязание хрустального шара вызывает видения и погружает в транс.

Находилось и более прагматичное применение для божественного льда - из хрусталя резали перстни, бусины и мелкие безделушки.
В сокровищницах властителей - от Нерона до Петра Великого - обязательно имелись хрустальные кубки, чаши и блюда из цельного горного хрусталя (у Петра был даже хрустальный самоварчик).

А та вещь, что у меня на картинке - очаровательный сосуд эпохи маньеризма.
Красота до избыточности, изящество до вычурности.
Но не переступая грани вкуса!

Эта хрустальная ладья, вырезанная их цельного куска горного хрусталя и покрытая сложнейшей резьбой, как считается, красовалась на свадебном столе Кристины Лотарингской и Фердинанда I Медичи в 1589 году.

То была настоящая свадьба века.
Медичи пребывали на вершине могущества и были богаты до безобразия.
Потому роскошь торжества превосходила всякое разумение.
В ней приняли участие тысячи тосканцев. выстроили семь триумфальных арок.
Только репетиции спектаклей и интермедий заняли полгода.

Результат этих усилий пришлось созерцать много дней.

Венчание пары в Дуомо было пышно театрализовано - под куполом в декоративном облаке парил хор "ангелов".
Жених и его свита (50 молодых аристократов) все как один были в новых - белоснежных с золотом - нарядах.
Невест в белое тогда ещё не наряжали - Кристина появилась в церкви в золотом парчовом платье.
В храме горело 35 тысяч свечей.

Дальнейшие торжества представляли собой причудливую амальгаму тогдашних маньеристских вкусов: мессы сменялись маскарадами, пасторали и мифологические интермедии - травлей быков, шествие с мощами Св. Антония  - турниром по игре в мяч; во дворе палаццо Питти устроили водоём и показали в нём шуточное морское сражение.

И, разумеется, не прекращались великолепные пиры.
Во время которых и была задействована эта вот хрустальная штуковина.
Хороша ведь? Изящество и роскошь - хрусталь и золото (хотя сейчас раритет хранится почему-то в музее серебра, там же, во Флоренции).

Ладья эта родом из Милана, из мастерской знаменитых братьев  Сараки .
Сараки для мастеров хрустальных дел то же, что Страдиварии для скрипичных мастеров - эталон.

Но для чего же на стол ставили подобный причудливый сосуд? Что в него клали или наливали?

Разумеется, наливали вино.
Ведь хрусталь долго сохраняет и собственную прохладу, и прохладу того, что его наполняет.
К тому же хитрая конструкция сосуда такова, что в нём могли готовить и модные тогда напитки вроде ипокраса (вина с добавлением корицы, гвоздики, амбры, мускуса и мёда) или «вина богов» (это настоянное на свежих фруктах и подслащённое вино).

На корме ладьи видна башенка с зубчиками, как у кремлёвской стены (миланские "ласточкиниы хвосты").
Приподнимали крышку с флажком и  наливали в башенку жидкость, которая по трём трубочкам эффектно струилась в чашу сосуда.

Так даже приготовление простого напитка становилось вычурной светской забавой.

Не зря невеста - и сама не бесприданница, а внучка французской королевы  Екатерины Медичи, принёсшая жениху, помимо кучи денег, герцогство Урбино - не уставала повторять:"Я почувствовала, что перенеслась в рай". 

знаменитые свадьбы, горный хрусталь, история вещей, Ренессанс, братья Сараки

Previous post Next post
Up