ЛИДОЧКА В СЛЕЗАХ

Sep 14, 2020 23:09



Это столпотворение на картине Д.Кардовского - знаменитый бал, данный 23 февраля 1913 года московским дворянством в честь 300-летия династии Романовых.
Большинство тогдашних Романовых можно видеть в ложе.

Собственно, об этом бале я недавно уже писала.
https://cambria-1919.livejournal.com/133405.html
О том, как платье говорит за человека.
О том,  как меняются правила, что платье говорить может, а что фу, дурной вкус.
Или вообще нечто неприличное.

На этом самом балу присутствовала прелестная особа в розовом платье с голубым поясом - Татьяна Аксакова.
Когда после полонеза император разрешил открыть бал, именно Татьяна в паре с распорядителем танцев его и открыла, сделав по громадной, пустой ещё зале первый тур вальса.
Счастливица!

А вот перед балом Татьяна Аксакова повстречалась с  самой несчастной девушкой этого бала:
"В вестибюле Дворянского собрания мы увидели Лидочку Шлиппе (младшую сестру Николая Густавовича Шлиппе) в слезах".

Лидочка была приятельницей Татьяны.
Семейство Шлиппе дружило с О.Л Книппер-Чеховой и прочей московской интеллигенцией, а упомянутый Лидочкин брат Николай Густавович был флотским лейтенантом. После взрыва броненосца "Петропавловск" 31 марта 1904 он спасся на пару и на одном и том же бревне с великим князем Кириллом Владимировичем.

Но отчего же в вестибюле перед балом плакала Лидочка Шлиппе?
Которая и приглашение получила, и нарядилась по последней моде?

"Она оказалась одетой не по форме для бала, носившего характер " придворного".

Какая же это форма, если Лидочка не была фрейлиной, и форменного придворного платья "в русском стиле" ей не полагалось?

Причина, по современным понятиям, самая удивительная:
"Вырез её платья был слишком мал, и церемониймейстер её не пропустил".

Лидочкин вырез оказался чересчур скромным для придворного мероприятия!

Сейчас бывают конфликты из-за слишком оголённых дам - например, особ в бикини в общественном транспорте курортных городов.
Специально же оголяться никто не заставляет. Одежда личное дело каждого.

А вот в чопорные времена Романовых существовали нормы необходимой в придворном обществе наготы.
Конечно, нельзя было открыть на бале тело больше нормы.
Но и меньше - тоже нельзя!

О причине модного промаха Лидочки можно догадаться.
Дело в том, что мода 1913 года не предполагала значительных декольте.
Наряды вдохновлялись в основном Востоком и античностью, не знавшей не только вырезов, но и вообще кроя.
Как и открытых груди и плеч (на плечах одежды древних как раз и держались).

Так что в были в ходу неглубокие вырезы-каре.

Если присмотреться к картине Кардовского, легко заметить, что юные дамы - те, что танцуют - декольтированы гораздо меньше, чем пожилые. Почтенные дамы (слева) не танцуют, а чинно беседуют с такими же заслуженными сановниками, обвешанными орденами.

На этих матронах старомодные платья с затянутыми в рюмочку талиями и основательными вырезами, открывающими плечи и грудь.
А вот на танцующих ветреницах платьица лёгкие, покороче, с неглубокими вырезами и рукавчиками на плечах.
И юбки модные двойные - сверху более короткий тюник.

Скорее всего, Лидочка была одета в супер-модное платье вроде такого (это, кстати, тоже с ярким пояском, как и у Татьяны):



Неприличный наряд.
Мало наготы.
Таким не место на придворном балу!

история нравов, придворный костюм, Д.Кардовский, правила этикета, условности, история моды

Previous post Next post
Up