ЮВЕЛИРНАЯ ЛАВКА ПРОЛЕТАРСКОГО ПИСАТЕЛЯ

May 19, 2020 23:47


Русский писатель Максим Горький в конце ХХ века был низвергнут со всех пьедесталов со страшным шумом.

Во-первых, за то, что пролетарский писатель.
Титул сомнительный.
Про пролетариев он написал минимум (босяки не в счёт), зато про буржуазию много и хорошо.
Возможно, лучше всех из русских литераторов. Нет, не возможно, а точно! Кто лучше?

Во-вторых, его стиль невозможно устарел.
Кудряв и приторен чаще всего.
Пьесы его блестящи и умны, далеко не скромно реалистичны - это скорее интеллектуальные лабиринты и бои идей. И никаких гарниров в виде развесистых описаний, как в романах.

Не играют эти пьесы про капитализм при нагрянувшем капитализме только потому, что есть "во-первых" (см.выше).
Зря не играют. Отличные пьесы.

А вот стиль в прозе да, выглядит устаревшим, нарочито цветистым.
С избытком красивостей.
Чехова этот стиль коробил, и он писал автору:"Вы как зритель в театре, который выражает свои восторги так несдержанно, что мешает слушать себе и другим".
И верно, мешает. Должно быть, так писал Костя Треплев.

Вот, например, такое есть в "Сказках об Италии":

"Гроздья винограда играют на солнце точно жемчуг или странный мутный камень оливин, а в графине воды на столе - голубые бриллианты... всюду сверкают крупные капли дождя - топазами на желтоватом молодом листе винограда, аметистами на гроздьях глициний, рубинами на кумаче герани, и точно изумруды всюду на траве, в густой зелени, в листве деревьев".

Ужас же. Прямо ювелирная лавка какая-то.

Однако в своё время  такие "дорого-богато"-описания никого не смущали.
Нравились!
Серебряный век после аскезы и строгой точности критического реализма жадно бросился искать красоту.
И красивость тоже.
Любой "сон золотой " годился и вызывал восторг.

Так что стиль Горького настолько чрезмерный, потому что он человек из Серебряного века.
Весь, с головой!

Кстати, драгоценными камнями-самоцветами именно Серебряный век увлекался страстно.
Их носили (но это было всегда) - и их много воспевали.

Надежда Тэффи сочиняла не только чудесные юмористические рассказы, но и стихи.
И самоцветами очень увлекалась.
Потому в её сборнике "Семь огней" есть целые разделы, названные именем камней (та же ювелирная лавка) - тут и "ясный камень Сафир-сафирот", и "любимый тёмный аметист", и "ночью горит александрит", и рубин, и и изумруд, и алмаз, и топаз.
И "камень оникс и бдолах".
Этот бдолах, правда, непонятно что такое. Возможно, экзотическая смола, возможно, тоже самоцвет. Из Библии.

Не только дамы  горячо увлекались и украшались обильно драгоценностями.

Каков красавец Анны Ахматовой (1907):

На руке его много блестящих колец -
Покорённых им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.

Немудрено, что Марина Цветаева влюблялась в портреты юных генералов 1812 года и при этом воображала их с "руками, полными перстней".
Но нет, это её ошибка: по перстням специалистами были её современнники - щёголи 1913 года.

Разумеется, Горький, хотя был человеком очень состоятельным, с "руками, полными перстней", не ходил.
Не его стиль (а собственный стиль одежды и причёски у него имелся и был знаменит!)

Однако в самоцветах, судя по приведённому отрывку, писатель разбирался отлично.
Зреющий белый виноград он вполне точно сравнил с "мутным" зеленоватым оливином (он же хризолит). Из такого камня выточен знаменитый монокль Нерона (хранится в Ватикане). Нерон считал, что это изумруд.
Винная желтизна топаза в виноградных листьях - почему нет?

Аметист у Горького тоже на месте - он цвета глициний.
Считался чудодейственным ещё в древности.
И уже в древности было ясно, что это полная ерунда:

"Суеверие колдунов  говорит, что аметисты воздерживают от опьянения, отчего так и названы (аметист="не пьяный" - С.)
Сверх того, если вырезать на них название Луны или Солнца и в таком виде носить их на шее, на шнуре из волос павиана или перьев ласточки, якобы спасают от отравы.
Я думаю, они это говорят не без презрения и насмешки к роду человеческому".

Молодец Плиний Старший (23-79 г.г.)
Так ведь и есть.

Сумасшествие по поводу камней его удивляло.
Коллекционеры были фанатичны уже тогда. Сенатор Нониус отказался уступить Марку Антонию свой перстень с опалом.
А влюблённый Марк Антоний так хотел подарить знаменитый перстень Клеопатре!
Камень тот был с орех и стоил 2 млн. сестерциев, т.е. примерно около 2,5 млн сегодняшних долларов.
Нониус предпочёл отказаться от родины, имущества и отбыл в далёкую ссылку.
Но с опалом не расстался.

Горький таких бесценных вещей не собирал, но тоже жил не без страсти - у него имелась великолепная коллекция старинных нэцке.
Тоже драгоценности своего рода.
И когда в 1931 году Горький вселился в причудливый до чрезмерности и роскошный до головокружения особняк Рябушинского на Малой Никитской, он попал совсем не в чуждую среду и стал там не вполне инородным телом (как иногда про него говорят).
Напротив.

Он из Серебряного века. Со всеми его излишествами.
Вплоть до ювелирной лавки.

стиль, Максим Горький, Плиний Старший, драгоценности

Previous post Next post
Up