Оригинал взят у
viktor_aralov в
Мама-Азия или Нарочно не придумаешь Живя в Азии - чего только не увидишь и не узнаешь. Особенно, в Азии Юго-Восточной. Особенно в Камбодже - стране очень колоритной и специфической. Мы любим рассказывать анекдоты, байки, чтобы повеселиться. Что ж, в Азии поводы для анекдотов возникают чуть ли не на каждом шагу. И именно в таких ситуациях лучше всего постигается национальный характер. Некоторыми историями я с вами сейчас поделюсь. Итак,
МАМА-АЗИЯ или НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ
- Вообще, жанр анекдота в Азии популярен не так, как у нас. Поэтому, нижеследующая байка получилась в результате моего апгрейда до анекдота одной поговорки. Но история вышла очень жизненная.
В одной деревне живут четыре семьи: вьетнамская, китайская , тайская и кхмерская. Через несколько дней убирать рис. Послушаем, о чём говорят в каждой семье.
Трудолюбивые вьетнамцы говорят о том, как они будут работать, вставать с восходом солнца, ложиться поздно, что надо всё делать аккуратно, чтобы ни одно зёрнышко не пропало и т.д.
Предприимчивые китайцы рассуждают, где бы подороже продать урожай и что можно подешевле на вырученные деньги купить.
Дипломатичные тайцы прикидывают, кого бы найти, чтобы убрали рис вместо них, и желательно - бесплатно.
Кхмеры… лежат в гамаках, пьют сору и поют песни.:)
Очень напоминает русские анекдоты о самих себе, т.е. о русских. И ведь все уберут!:)
- А вот пример из истории.
Это случилось в 1950-60-е годы, когда Камбоджа обрела независимость. Правительство решило сгладить разницу в уровне жизни города и деревни. И для этого увеличило в 2 раза закупочные цены на рис. Расчёт был на то, что для горожан это удорожание будет не особо обременительным, в то время как доходы сельчан увеличатся ощутимо.
Что должно было произойти по логике вещей? Нормальные крестьяне подумали бы так: «Хорошо! Теперь мы будем работать как и раньше, а зарабатывать в 2 раза больше!». Но не забывайте, что здесь Камбоджа - и наша логика тут отдыхает. Кхмерские крестьяне рассудили по-своему: «Теперь мы сможем зарабатывать как и раньше, но при этом работать в 2 раза меньше!». В итоге риса стали выращивать в 2 раза меньше, и в стране начался… ну не то, чтобы прямо голод, а серьёзный дефицит риса.
Вот она - мама-Азия! А мы говорим, что умом Россию не понять!:)
- Следующую байку я не придумал и не стал ей свидетелем. Я нашёл ей на одном сайте в Интернете. Но она весьма показательна и мне очень нравится. Так что привожу её.
Однажды, на территории российского посольства в Пномпене поселилась обезьяна. Не крохотная мартышка, а довольно крупное животное, невесть откуда появившееся в большом городе. Быстро прижившись, обезьяна почувствовала себя родной на русской территории и стала активно её защищать ...даже от работников посольства. Но её терпели, пока она кого-то не покусала. Пришлось принимать меры. И решение посла было непоколебимым: «Депортировать!».Поскольку из посольских мало кто был искушён в охоте на обезьян, решили привлечь местных жителей, которые казались более подходящими кандидатами на роль экзекуторов. И вот, один из русских начальников взялся объяснить кхмерам, что обезьянуследует изловить, посадить в ящик и вывезти подальше от города, дабы там отпустить восвояси.
- Сэр! - говорят кхмеры, - это невозможно сделать! Как Вы не понимаете, её нельзя поймать?!
Это же о-безь-я-на!
- Да? - спрашивает начальник. - А за 10 долларов, можно?
- За 10?! За 10 можно!
И поймали!
- В районе, где я живу, поставили мусорные контейнеры. По одному возле каждого юнита (или по-нашему, подъезда). Соответственно, компания, занимающаяся уборкой мусора, каждый день обслуживает дома - этакий большой грузовик, не торопясь, с грохотом объезжает весь район. Сначала делали это около 6-7 часов утра. Кстати, кхмеры встают рано, и в 6 утра в городе жизнь уже вовсю кипит. Может быть, грохот машины нарушал общественный сабай и мешал людям работать, а может по какой-то другой непонятной мне причине, но уборку мусора перенесли на другое, более подходящее (по чьему-то мнению), время. А именно - на 2 часа ночи! В первый раз я очень удивился, проснувшись ночью от какого-то шума. Выйдя на балкон, я увидел эту самую мусороуборочную машину, подъезжающую к моему юниту. Интересно, что никто и никогда не жаловался на грохот среди ночи. Крепок, крепок, видимо, сон настоящего кхмера…
Вспоминается анекдот «с бородой»:
- Папа, купи мне барабан!
- Сынок, я и так весь день на заводе, там шум, грохот...Приходя домой, я хочу отдохнуть, а тут ещё и ты будешь на барабане играть… Не куплю!
- Папа! Ну купи! Я тебе не буду мешать. Я буду играть на нём только тогда, когда ты спишь!:)
-
То, что кхмеры были выдающимися архитекторами, можно понять, посетив великолепные храмы Ангкора. Много веков прошло с тех пор, как их воздвигли, но и по сей день архитектурный гений этого народа не перестаёт удивлять нас. Причём порой даже в обыденной жизни.
Пошли мы на инспекцию в один отель. Хороший отель, на 5* претендует. Заходим в номера, задаём вопрос: «есть ли балконы?». Балкон, кстати, - очень важное дело для русского туриста, там можно выпивать и курить. Менеджер отвечает: «да, есть». Смотрим - действительно, за окном комнаты виден балкон. Но нет двери на него. Спрашиваем: «это, пардон, для чего так?». Менеджер невозмутимо ответил: «Во всех номерах, которые имеют стрит-вью (то бишь, выходят окнами на улицу) нет дверей на балконы. Это мы так заботимся о детях, чтобы не выбегали и не подвергали себя опасности.». Ладно, заходим в номер с «пул-вью» (с видом на бассейн, значит). Окно есть, балкон за окном есть. И есть дверь на балкон, который за окном, причём в каждом номере. Видимо дети тут на балконы не выбегают, а если и выбегают, то падать с него не опасно, бассейн всё-таки, не улицаJ. Ну мы-то вышли, смотрим с балкона. Поскольку «пул-вью», видим бассейн, и вода в нём, мягко говоря, мутновата. Спрашиваем: «Как часто бассейн моете?». Ответ: «Иногда раз в неделю.» Мы: «А воду меняете?». Угадайте, что менеджер ответил? Нет, не «на водку», как поручик РжевскийJ. Он сказал: «Да, меняем. Где-то раз в полгода.». Совершенно спокойно и невозмутимо ответил.
Как называется отель - не скажу. А то рекламу сделаю, туристы как начнут туда валом валить, чтобы на чудеса сии посмотреть. А мы с этим отелем не работаем!;)
- Камбоджа - страна преимущественно аграрная. С лёгкой руки (точнее, языка) наших славных экскурсоводов, появились такие афоризмы, как: «181040 квадратных километров рисовых полей» и «Пномпень - столица деревень». Но не рисом единым богата Камбоджа.
Когда мы едем по дорогам, часто можно увидеть, как перевозят свиней. В Таиланде - их битком набивают в кузов. Кузов имеет ограждение типа клетки, чтобы хрюшки не повыпрыгивали. Всё логично. В Камбодже тоже возят свиней, но на кузовах почему-то нет никаких клеток, а свиньи спокойно себе лежат в кузове, изредка чуть пошевеливаясь. Всё дело в том, что перед тем, как погрузить в машину, кхмеры свиней кормят… коноплёй. Свинья же, как известно, есть всё, а конопли в Камбодже мно-ого, хватит на всехJ . Наедятся, значит, свиньи конопли, и через несколько часов засыпают. И вот в таком, буквально «обдолбанном» состоянии, их везут резать на фермы. Приходилось ли вам когда-нибудь видеть, как в наших деревнях свиней режут? Зрелище не для слабонервных: свиньи вырываются, визжат, кожа у них толстая, так что процедура долгая и непростая... А в Камбодже всё гораздо проще. Свинья наелась конопли, уснула довольная - и делай с ней что хочешь...
Так же, накормив коноплёй, перевозят и домашнюю птицу - кур и уток. Причём, подвешенных за ноги вниз головой. Их и резать не надо - пока доедут, сами скончаются от кровоизлияния.
М-да, «Гринпис» со мной за такие истории не знаю даже что бы сделал. Но что поделаешь - такова жизнь…
- В Камбодже почва весьма плодородная. Риса здесь собирают по 2-3 урожая в год. А когда начинается сезон дождей, то практически в любом месте можно… рыбачить.
Если мы хотим сказать, что почва в том или ином месте отличается плодородием, то часто используем такой оборот: «Палку посадишь - приживётся». Кхмеры палок не сажают, они пошли ещё дальше. У них в сезон дождей так: яму выкопаешь - и рыба заведётся. Причём, далеко от естественных водоёмов. Как рыба может попасть в яму, которая находится в нескольких километрах от реки (или озера)? Не иначе, как через порталы в другие измерения? Всё гораздо проще, и в то же время интересней. Есть несколько семейств рыб (например, карпозубы), которые обитают именно во временных водоёмах, образованных дождями. Пока есть вода, они живут и оставляют икру. Затем, когда дожди прекращаются и водоёмы высыхают, рыба погибает (если её не изловят), а икра остаётся в грунте в так называемом состоянии диапаузы - то есть физиологического торможения обмена веществ и остановки формообразовательных процессов. Зимняя спячка медведей - это та же самая диапауза. То есть икра лежит себе спокойно в грунте и ждёт, пока вновь не начнутся дожди. Тогда жизненный цикл возобновляется, и через несколько дней из икры появляется рыба.
На самом деле, такие рыбы обитают в разных частях света с выраженным тропическим климатом, где сухой сезон чередуется с дождливым - например, в Африке, Центральной Америке. Есть даже такой термин - «сезонная рыба», а в обиходе используют наименование «канавная рыба» и даже «рыба-смертница»!
Не знаю почему, но в Таиланде я никогда не встречал упоминаний про такого рода рыбалку. А вот в Камбодже - дело обычное! При этом опытные рыбаки советуют приступать к рытью канав и ям сразу, как начнутся дожди, а вот рыбу ловить - через несколько недель, чтобы она успела не только появиться из икры, но и созреть и оставить икру на следующий сезон. Мудро!
А вы как думали, зря что ли название «Камбоджа» переводится, как «страна воды»? По крайней мере, одна из версий такая.
Способ приготовления рыбы также не совсем обычный. Чтобы сварить, пожарить или закоптить - нужен огонь, а где его взять, когда кругом потоки воды. По этой же причине рыбу не получится высушить или завялить. Поэтому кхмеры делают так: режут рыбку на кусочки, посыпают сверху солью и специями, затем толкут в ступе прямо вместе с потрохами, после чего оставляют… немного протухнуть. Получившуюся пасту с удовольствием едят. Называется яство сие «прохок».
«Какая гадость эта ваша камбоджийская рыба!» - наверняка кое-кто скажет. А между прочим, способ приготовления рыбы «с душком» встречается у многих народов, и даже в России (в Забайкалье, например,) и такая рыба считается деликатесом. Кхмеры вот тоже её очень любят. Зато многих до сих пор воротит от запаха сыра…
- А ещё, проезжая по дорогам, мы частенько можем увидеть стоящие на обочинах возле полей некие странные конструкции. Деревянная рама где-то метра полтора высотой, на которую натянута плёнка или прибита фанера. Сверху стоят лампочки, а под лампочками - корыто с водой.
Не так просто догадаться о назначении этих загадочных конструкций. Оказывается, это - ловушки для саранчи. Принцип действия следующий. Вечером, когда стемнеет, включают лампочки, которые привлекают насекомых. Саранча летит на свет, на лету ударяется о плёнку или фанеру, получает сотрясение мозга (хоть и небольшой, но мозг у саранчи имеется), падает в корыто с водой - и всё, поймана. То есть, буквально, сломя голову летит. Что же с этой саранчой дальше делают? Ответ прост - едят!
Так что голод Камбодже не грозит!
- Мы затронули столь милую сердцам многих тему дорожного движения! Ну и как с этим обстоят дела в Камбодже?
Манера движения у кхмеров совсем уж нелинейная. Правил дорожного движения как будто нет, поэтому главное правило одно: НЕ ГОНИ! И в прямом смысле - ездить быстрее 30 км/ч не надо, да это почти и невозможно. И в переносном - никогда не нервничать и не суетиться (впрочем, это главное правило не только на дороге, но и в жизни). Ездить на красный свет - не то чтобы нельзя, просто обычно лучше не надо, но если получилось - гаишники не против. Они тут есть кое-где, стоят себе спокойно и движению не мешают, в отличие от некоторых;). А чтобы повернуть налево, тут НАДО метров за 50-100 до поворота выехать на встречную полосу, потихоньку, лавируя между встречными участниками движения, переехать на другую сторону и спокойно повернуть. В этом заключается самое главное искусство дорожного движения в Камбодже - интуитивно понимать, в какой момент выехать на встречку. А выезжать иногда придётся - так ты и себе и другим создашь проблем меньше, чем если бы вы ездили правильно, только по своей полосе. Так сказать, по-линейному.
Да уж, не погонишь тут (в обоих смыслах;).Как говорил незабвенный Карлссон: « Спокойствие, только спокойствие»!:)
Мотоциклистов тут много, как и везде в Азии. И им полагается ездить в шлеме. Казалось бы, вполне логично - но вот пассажиру (или нескольким), сзади шлем надевать необязательно. Видимо, как только человек садится на заднее сиденье мотоцикла, то голова его сразу становится каменной. Впрочем штраф за езду без шлема небольшой - 3000 риелей или 75 центов.
Естесственно, риелей ни у нарушителя ни у полицейского можент не найтись, и сумма штрафа округлится до сакрального «уан долла».
Асфальтовых дорог в Камбодже становится всё больше и больше. Но, часто меня берёт гордость за дороги российские! Сторонники теории «дураков и дорог» пусть поездят по дорогам камбоджийским, и сразу изменят своё мнение. Особенно в сезон дождей. А как насчёт дураков? Вон же, написал выше, что считают медленно… Но тут важнее другое. Удивительное чувство равновесия, свойственное этим народам, позволяет им с лёгкостью перемещаться по этим почти что уже асфальтовым джунглям. Например, камбоджийский тук-тук отличается от тайского. В Таиланде это пикап, а в Камбодже самая настоящая карета на 4 (таких как я и 6;) человек, запряжённая мотоциклом. Конструкция довольно громоздкая и гибкая. Но ездят и людей возят вполне успешно.
А всё потому что НЕ ГОНЯТ!
А как вам доставка холодильников на сиденье мотоцикла? Поехали мы с коллегой как-то покупать подержанный холодильник. Небольшой, с метр высотой. Выбрали, купили. Спрашиваю, есть ли доставка. Есть конечно, доставка тут везде и всегда, только покажите куда доставить. Окей, мы с товарищем сели на мотоцикл, грузчик тоже поднёс холодильник к своему мотоциклу, поставил его на сиденье, ничем даже не привязав. Сел и поехал за нами. У меня глаза округлились: «А как он его держит?». «Силой мысли, а как ещё?» - смеясь ответил коллега. Так и довёз, пару раз поправив одной рукой. Другой ведя байк, лавируя по камбоджийским дорожным джунглям и подскакивая на кочках с колдобинами. Доставил, в целости и сохранности!
А вам слабо?
Или вот такой парадокс. В России ночью надо включать фары, а если не включаешь - то оштрафуют. Всё логично, ночью надо видеть других участников движения. В Камбодже - всё наоборот. Здесь штрафуют за езду с включенными фарами! Где смысл, где логика - честно говоря, не пойму до сих пор. А мы ещё говорим, что умом Россию не понять!:)
А как быть с ездой в нетрезвом состоянии? По закону - нельзя. А на деле, полиция просто ещё не обзавелась «трубочками» для определения концентрации алкоголя в крови. Так что в этом деле - не пить вредно, а людей раздражать.
В общем, опять же: не гони - и будет тебе соксоббай. Это кхмерская разновидность тайского сабай-сабая, индийского шанти-шанти, и почти уже международной акуна мататы. Но кхмерский соксоббай помощнее всех их будетJ
- Мой вышеупомянутый друг и коллега, с которым я ездил покупать холодильник (его зовут Костя) - вообще личность неординарная и творческая. Однажды он не очень удачно пошутил в разговоре с кхмерами.
Дело было так: зашёл ко мне наш деловой партнёр, кхмер. Мы с ним беседуем, и тут заходит Костя. Кхмер, как увидел его, чуть со стула не вскочил: «Косеа (непросто кхмерам выговорить имя Костя)! Ты вчера очень нехорошую вещь моему бухгалтеру сказал!». Что такое сказал? Выяснилось, что когда бухгалтер спросила что-то у Кости (по-моему что-то о планах фирмы на будущее), Костя шутя сказал что-то вроде: «Да кто ж его знает! Может, я вообще завтра умру!». В принципе, нормальную вещь сказал, русские люди частенько подобные обороты используют. У бухгалтерши глаза округлились: «нельзя так говорить!». А Костя продолжает: «Почему нельзя? Мы все умрём. Вот если я умру - вы же меня кремируете?» и т.д. Замечу, что он отнюдь не меланхолик, и говорил всё это спокойно, живо и весело. У бухгалтерши слов нет. Довольно серьёзное у кхмеров отношение к такого рода разговорам - духов сердить нельзя. Пришлось объяснять, что в России очень суровый климат и тяжёлая жизнь, поэтому русские люди говорят о смерти достаточно спокойно, и такая манера шутить очень свойственна русским. Кхмеры поняли, но всё равно говорили: «у нас так нельзя!»
А вы возьмите русские народные песни. Почти все они трагические. Кто-то умер, кто-то кого-то убил, в степи глухой замерзал ямщик… Поэтому даже шуточки у нас частенько суровые. У кхмеров так не принято, несмотря даже на годы геноцида, десятилетия колонизации и столетия «тёмных времён», которые перенесла Камбоджа.
-
Ещё одна интересная особенность присуща не только кхмерам, но и многим азиатским народам - это жест, который используют, чтобы подозвать кого-либо к себе.
Как делаем мы? Машем кистью руки по направлению к себе, при этом ладонь смотрит вверх.
Кхмеры (а также тайцы и многие другие народы, в том числе и турки) тоже машут кистью к себе. Но ладонь при этом повёрнута вниз. Вот так . У нас этот жест означает, наоборот, «до свиданья», «уходи» или «да ну тебя!». А вот в Азии (по крайней мере в Камбодже и Таиланде), наша манера подзывать (ладонью кверху) считается очень грубой и невежливой. Что-то вроде: «Эй ты! А ну-ка иди сюда, я тебе сейчас покажу!».
К счастью, кхмеры гораздо более толерантны, чем тайцы или бирманцы, и скорее промолчат, не показывая вида, что кто-то невольно нарушил их обычаи и традиции. Но, конечно же, несмотря на это, традиции и обычаи надо знать и уважать, и это вам с лихвой окупится взаимным уважением.