В
Брулетке мне досталась книга английского писателя
Тахира Шаха «Год в Касабланке» (оригинальное название -
«The Caliph's House»).
Спешу поделиться впечатлениями от прочитанного.
Жанр этого произведения можно определить как документальный роман. Повествование ведется от первого лица и в главном герое легко угадывается сам автор - британец афганского происхождения, переехавший со всей семьей жить в Марокко, а именно в Касабланку, которая известна, в первую очередь, благодаря одноименному голливудскому фильму.
Сюжет романа построен вокруг попыток главного героя обустроиться на новом месте и наладить жизнь в приобретенном им старинном особняке - доме Халифа (чем и определяется заголовок английского издания). Основные трудности, которые предстоит преодолеть Шаху и его семье, вполне легко предугадать. Они связаны главным образом с незнанием местных обычаев, бесконечным ремонтом, ведущимся неспешными марокканскими рабочими, а также с тем, что по мнению прислуги в доме обитают джинны.
Собственно джинны и являются самой пикантной деталью. В их существование, похоже, верят все герои произведения, кроме самого Шаха - «фальшивого» европейца, который, несмотря на восточные корни и блистательную родословную, восходящую к пророку Мухаммеду, позиционирует себя как скептика и рационалиста до мозга костей.
Вместе с тем христианский опыт подсказывает, что пространство, в котором по воле людей не находится места Богу, рано или поздно становится обиталищем демонов. Такова объективная истина, подтвержденная практикой. Неудивительно, что в полу-мусульманском и полу-языческом Марокко джинны воспринимаются как обыденная, неотъемлемая и пугающая часть повседневной реальности. Впрочем, Тахир Шах не вполне понимает эту простую вещь и акцентирует внимание читателей на джиннах исключительно для того, чтобы глубже раскрыть основной движущий конфликт своего романа - столкновение восточного и западного менталитетов в типичных бытовых ситуациях.
В целом «Год в Касабланке» очень полезная и познавательная книга, в ней приводится много интересных наблюдений и колоритных деталей Арабского Востока. Кое-какими её идеями я даже собираюсь воспользоваться при подготовке к РИ
«Умереть в Иерусалиме» (делаю там Египет, куда всех, по случаю, и приглашаю). Читается роман легко, на одном дыхании. Особо острого развития сюжета и яркой кульминации в нем нет, я бы даже сказал, что по структуре это одна сплошная экспозиция. Но для документально-страноведческого произведения данное обстоятельство не является недостатком.
Рекомендую всем заинтересовавшимся. Скачать можно
здесь.