Наверняка были и другие причины распространения подобных представлений, у них могли быть и другие функции. И я не думаю, что они делали это сознательно в большей части случаев, поэтому нельзя говорить возможности выбора способа создания святыни.
> А американское объяснение - похоже на привет от Фрейда по-моему с этой проекцией.
Вот что Панченко пишет в другой статье: "Как показывает М. Рубин, мотив крови входит в легенду о ритуальном убийстве лишь в XIII в., одновременно с распространением рассказов о евреях, оскверняющих гостию. Речь идет не о случайном совпадении: дело в том, что в течение XII-XIII вв. в католическом мире происходит интенсивное развитие и окончательное оформление теологии евхаристии. Поворотной точкой в этом процессе стал Четвертый Латеранский собор (1215 г.), постановивший, что Христос физически присутствует в гостии, и выработавший особые положения о мессе и причастии. Евхаристия помещается “в центр религиозной практики”, и ее значимость подкрепляется не только теологической доктриной пресуществления, но и многочисленными чудесами, наглядно демонстрирующими сакральную силу Тела и Крови Христовой (разумеется, легенды о евхаристических чудесах существовали и на западе, и на востоке христианской ойкумены и до XII- XIII вв., но их количество, степень распространения и влияние были значительно меньшими)". А вообще, есть несколько теорий, на любой вкус, пусть будет и психоаналитическая :)
Cпасибо. Да, это довольно сложная тема с кучей толкований. Ибо сама по себе идея пусть и символически, но есть тело и пить кровь своего бога выглядит... странновато.
> Но были же и другие способы
Наверняка были и другие причины распространения подобных представлений, у них могли быть и другие функции. И я не думаю, что они делали это сознательно в большей части случаев, поэтому нельзя говорить возможности выбора способа создания святыни.
> А американское объяснение - похоже на привет от Фрейда по-моему с этой проекцией.
Вот что Панченко пишет в другой статье: "Как показывает М. Рубин, мотив крови входит в легенду о ритуальном убийстве лишь в XIII в., одновременно с распространением рассказов о евреях, оскверняющих гостию. Речь идет не о случайном совпадении: дело в том, что в течение XII-XIII вв. в католическом мире происходит интенсивное развитие и окончательное оформление теологии евхаристии. Поворотной точкой в этом процессе стал Четвертый Латеранский собор (1215 г.), постановивший, что Христос физически присутствует в гостии, и выработавший особые положения о мессе и причастии. Евхаристия помещается “в центр религиозной практики”, и ее значимость подкрепляется не только теологической доктриной пресуществления, но и многочисленными чудесами, наглядно демонстрирующими сакральную силу Тела и Крови Христовой (разумеется, легенды о евхаристических чудесах существовали и на западе, и на востоке христианской ойкумены и до XII- XIII вв., но их количество, степень распространения и влияние были значительно меньшими)". А вообще, есть несколько теорий, на любой вкус, пусть будет и психоаналитическая :)
Reply
Reply
Возможно, она восходит к древним представлениям, что, поедая животное/человека, можно обрести его качества.
Reply
Reply
Leave a comment