Рекомендую почитать. Речь о деньгах Фонда Благосостояния ("кубышка" на черный день другими словами). Может конечно Путин и преследует благие цели - что типа деньги без дела "валяются", что надо их заставить работать на экономику и инвестировать в проекты... , а для этого должна быть создана специальная структура. Но нам же давно все известно, как это все делается у нас.))) Одну уже создали - Роснано. И вот стоило такому было прозвучать, как сразу же пришло "озарение" там кому-то "наверху", как можно их в конечном счете, просто "тупо умыкнуть" и не просто, а глобально! Чем больше смотришь на все это - тем больше поражаешься... непрекрытому беспределу (мягко говоря). Чем дальше, тем страшнее становиться... Как-то Задорнов сказал в своем юморе: -"Посмотрите на него. У него же нет лба - там одна челюсть."
Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в первом чтении законопроект о создании компании, которая будет управлять накоплениями страны. Росфинагентству (именно так планируется называть структуру) доверят средства Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, управление госдолгом страны и пенсионными накоплениями граждан.
Цель Росфинагентства
Идея доверить деньги некоей структуре - не новая, логичная и даже правильная, потому что деньги должны работать. Напомним, что президент РФ Владимир Путин ранее в ходе совещания по экономическим вопросам призывал ускорить процесс создания управляющей структуры, которая займётся инвестированием средств Фонда национального благосостояния в самоокупаемые инфраструктурные проекты:
- Эта управляющая компания всё-таки должна создаваться, мы не должны бесконечно говорить о её создании, создавать её нужно, иначе мы просаботируем это решение. До конца года будем её создавать, создавать, и только в конце следующего, когда известных параметров достигнем, начнем реализовывать договорённости, а договорённости нужно реализовывать уже сейчас.
Президент напомнил, что сейчас экономика РФ «находится в ситуации, когда задействованы очень многие, если не все, производственные мощности, а безработица находится на рекордно низком уровне», в таких условиях поддержка спроса менее эффективна, поэтому предлагается не увлекаться стимулированием спроса, а создавать условия для инвестиций.
Соответственно, необходимо определить дальнейшие «конкретные шаги по поддержке инвестиций», которые необходимо направлять в первую очередь на развитие дорог, коммунальной инфраструктуры, да и вообще на развитие инфраструктуры:
- Чтобы найти дополнительные средства на эти цели, не выходя за пределы бюджетного правила, предлагаю провести комплексный анализ эффективности бюджетных расходов, выявить возможности для их оптимизации.
Всему этому и призван способствовать государственный проект - «Росфинагентство».
Вдруг ОАО «Росфинагентство»
Когда подготовленный правительством законопроект пришёл в Думу, выяснилось, что Росфинагентство будет ОАО. Депутаты, включая тех, что от партии власти, были шокированы. Заместитель же министра финансов (что есть Минфин в политэкономическом смысле, -- см. Михаила Хазина) Сергей Сторчак красиво пояснил, что «открытое акционерное общество» -- это такая «гибкая форма, которая позволит рынку понимать, кто у него партнер, а участникам, инвесторам и другим контрагентам - лучше взаимодействовать с агентством»:
-- Законодательство об акционерных обществах предусматривает требования к прозрачности, подотчетности, подконтрольности. Не знаю, почему депутаты видят это другими глазами.
Следует уточнить, что изначально предполагалось, что Росфинагентство будет существовать в виде минфиновской подструктуры. Позднее обсуждалась уже форма госкорпорации. Открытое Акционерное Общество - это, пожалуй, наихудший вариант из всех, которые правительством рассматривались. В принципе, Открытое Акционерное Общество отличается от закрытого именно тем, что его участники могут при желании продать свои акции без согласия других акционеров. И никакая «прозрачность» или статус государства как учредителя агентства помешать этому не могут, поскольку речь идёт о собственности держателей акций.
По мнению членов думского комитета по бюджету, статус акционерной компании будет способствовать росту коррупции и выводу средств за рубеж.
Первый зампред комитета по бюджету, Оксана Дмитриева, уверена, что суть законопроекта - аутсорсинг, делегирование прописанных в Конституции полномочий правительства и Центробанка коммерческой структуре:
-- И Резервный фонд, и ФНБ - это бюджетные средства. Значит, они подлежат расходованию, а по нашей Конституции обеспечивает расходование бюджетных средств и исполнение бюджета правительство. Никакого аутсорсинга по расходованию бюджетных средств не предусмотрено законом. Если эти средства не используются на расходы бюджета, а идут на сбалансирование федерального бюджета и денежного обращения, то это средства резервов Центробанка, и по Конституции аутсорсинг тут тоже не предусмотрен. В законопроекте предлагается через цепочку акционерных обществ вкладывать их именно внутри страны. Но тогда их логичнее вернуть в бюджет.
Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев поддержал тезис о высоких рисках реформы и назвал инициативу правительства безответственной:
-- Форма ОАО действительно вызывает вопросы. Это коммерческая структура и, соответственно, главная её цель - максимизация прибыли. Логично, что ради этой цели ОАО может пойти в том числе и на рискованные вложения. Но как это соотносится с целями, ради которых, например, создавался ФНБ? ФНБ был призван обеспечить устойчивость пенсионной системы. То есть при управлении средствами ФНБ предпочтение должно быть отдано малорискованным инвестициям. Надежность и прибыль - это полярно противоположные цели.
Тут сошлись интересы участников фондового рынка и самих чиновников. Решение могло быть пролоббировано теми, кто играет на этих рынках и озабочен ростом капитализации. У чиновников другой мотив - создать ещё одну структуру с тёплыми местами для трудоустройства
Таким образом, создаваемое Росфинагенство сможет инвестировать средства фондов не только в облигации, но и в акции, в том числе российских компаний. При этом конкретные пропорции между инструментами инвестирования будут утверждаться правительством РФ.
Не окончательное ОАО «Росфинагентство»
Однако всё пока (подчеркнём -- пока) не так плохо. Есть все основания полагать, что ко второму чтению форма «ОАО» будет отменена. Такое развитие событий подтвердил и первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков:
-- Правительство внесло законопроект в таком виде, что это ОАО и все правила управления резервами определяются правительством. На наш взгляд, это неправильно, форма ОАО - тоже неправильно. Мы договорились, что после первого чтения в законе будут сделаны кардинальные изменения. Правительство, по сути, согласно с такими изменениями. Недавно мы обсуждали вопрос на встрече с председателем правительства. И тот согласился.
По словам Жукова, в законе должен быть прописан специальный статус агентства. Он сообщил, что правительство, по сути, согласно с изменениями, предлагаемыми депутатами.
Светлое будущее
«Росфинагентству» развяжут руки для управления средствами ФНБ, который имеет больше ограничений, чем Резервный фонд. ОАО сможет не только само управлять средствами фонда, но и передавать это управление иным специализированным организациям.
По словам замминистра финансов, на первоначальном этапе «Росфинагентство» получит в управление только 10% ФНБ, в течение первого года будет осуществляться тестирование его работы. Затем объём средств, доверенных агентству, будет постепенно увеличиваться.
Сергей Сторчак привёл депутатам Госдумы некоторые оценки Минфина возможной результативности новой схемы управления средствами суверенных фондов:
- По варианту, по которому сейчас управляются средства, доходность от вложения в облигации составляет 0,74%. Это когда 100% средств находится в облигациях. При варианте, когда 30% вкладывается в акции, а 70% остается по-прежнему в управлении по действующей схеме, доходность сразу увеличивается в 5 раз - до 4,9% годовых. Если долю ценных бумаг увеличивать, то эта доходность постепенно будет возрастать.
По его оценкам, доходность Резервного фонда и ФНБ вырастет в семь раз. Расходы же составят 1,5 млрд рублей при создании агентства и по 770 млн рублей в год на его содержание.
По состоянию на 1 января 2013 года в ФНБ находилось около 89 млрд. долл., или 2,7 трлн. руб., в Резервном фонде - около 62 млрд. долл., или 1,9 трлн. руб.
Уточним: планируется, что новая структура будет управлять не только средствами суверенных фондов (об этом говорилось изначально), но и долговыми обязательствами, а также в перспективе пенсионными накоплениями граждан. В совокупности набегает 10 трлн рублей. Для сравнения: российский бюджет на 2013 год запланирован в размере 12,9 трлн рублей.
Будет ли всем этим управлять коммерческая структура -- покажет второе чтение. А мы продолжим разбор "Росфинагентства" завтра.
Источник