Оригинал взят у
pascalleto в
Гимназическое образование в России (XVIII-ХХ вв.) Можно говорить о генезисе российской классической гимназии XVIII-XX вв., так как много реформ коснувшихся ее жизни произошли в XIX столетии.
До реформ Петра I образование являлось средством для удовлетворения государственных потребностей, самыми существенными из которых были подготовка духовенства и военных, то в связи с экономическими и политическими преобразованиями остро встает вопрос в подготовке различных специалистов. Срочно создается светская школа, где на первое место поставлено изучение математики и других специальных наук. Общее образование сочеталось с профессиональным, а содержание имело ярко выраженное реальное направление.
Цель реального образования: вооружить естественнонаучными знаниями, так как они вполне соответствуют потребностям детского ума, ставит человека лицом к лицу с действительностью, содействует воспитанию материального взгляда на жизнь, имеют огромное приложение к практической жизни в различных видах сельского хозяйства и промышленности.
Первые гимназии в России "разноязычные школы", созданные для изучения иностранных языков, появляются под руководством иностранцев, но находились под контролем правительственных учреждений.
Например, школа в Москве созданная в 1701 г. Н.Швимером. Преподавали:
- немецкий язык
- латинский язык
- французский
- риторику
- греческий язык
- сирийский язык
- древнеевропейский язык.
Первая гимназия в Петербурге открывается в 1704 году. Затем создается гимназия при Академии наук. Это была первая в России государственная школа, светская, средняя, общеобразовательная, открытая для молодежи с целью подготовки в университет. Изучали:
- языки
- историю
- словесность
- географию
- математику
- естествознание.
Во второй половине XVIII в. вместо девиза "профессиональный работник" выдвигается новый "человек - гражданин". Общее гуманитарное образование объявлялось целью создаваемых учебных заведений - низших (малые народные училища) и средних (главные народные училища). Но по сути дела главные народные училища не были средними учебными заведениями, они были переходной подготовительной ступенькой к ним. Не были самостоятельными средними учебными заведениями и появившиеся гимназии; они создавались как учебные заведения при университетах.
Из проекта об учреждении Университета 1755 г.:
"Всяк желающий в университете слушать профессорский курс должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук, но так как в Москве таких школ порядочно учрежденных вольных школ не находится, где бы молодые люди к высшим наукам надлежащим образом приготовлены и способными учинены могли, того ради … указать, чтоб при Московском университете под его ведомством учредить две гимназии - одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей".
Как тип средней общеобразовательной школы гимназии учреждаются лишь с XIX в. со дня утверждения "Устава учебных заведений, подведомственных университетам"(1804 г.). К этому времени уже существуют гимназии в Петербурге (1726 г.); Москве (1755 г.); Казани (1758 г.). В соответствии с уставом 1804 года вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:
- бесплатность
- бессословность (кроме крепостных крестьян)
- преемственность учебных заведений
Россия была разделена на шесть учебных округов - каждый во главе с университетом. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме руководства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинены смотрители уездных училищ, последние руководили всеми приходскими училищами.
Вскоре от устава 1804 года начались отступления, изменения вносились Министерством народного просвещения и учебными округами. В гимназиях было усилено преподавание древних и новых языков, математики, Закона Божьего, но исключены: философия, коммерческие науки, сокращено естествознание. По уставу 1828 года гимназии стали среднеобразовательными учреждениями со сроком обучения в 7 лет. Главное внимание уделялось изучению:
- латинского языка
- греческого языка
- античной литературы
- истории.
Гимназия - для детей дворян и чиновников преимущественно, но не запрещалось учиться за плату и другим детям, кроме детей крепостных и казенных крестьян. В 1849 году уже запрещалось освобождать от платы неимущих, но способных учеников (что было ранее предусмотрено).
К 1850 году гимназии разделились на:
- классические, которые готовили к поступлению в университеты и другие учебные заведения. Основное внимание уделялось изучению: древних языков, русской словесности, истории.
- реальные готовили для службы военной и гражданской. Вместо древних языков было усилено преподавание практической математики, законоведения.
"Устав гимназий и прогимназий" (1864 г.) учреждал два типа гимназий: классические и реальные.
Цель классических гимназий - дать общее образование необходимое для поступления в университет и высшие специальные учебные заведения.
Реальные гимназии не давали права поступить в университеты. Гимназии и прогимназии объявлялись всесословными, платными. Устав 1864 года избегал подробной регламентации и не стремился к единообразию во всех гимназиях. Государственные гимназии были только мужские. Было разрешено открывать частные гимназии и другие учебные заведения. Впервые допускался конкурс учеников.
В 70-х гг. определились симпатии нового министерства: три тенденции должны были лечь в основу задуманной реформы:
- Преобладание классического типа школы
- Точная регламентация учебных планов и программ
- Установление тесной связи между образовательной и воспитательной функцией средней школы.
С уставом 1871 года русская гимназия впервые получила общегосударственные программы, до этого времени их не было.
Главные предметы в гимназии:
Второстепенные предметы:
Третьестепенные предметы:
- Закон Божий
- история
- география.
В конце XIX - начале XX вв. происходили количественные и качественные изменения в системе среднего образования, где главным типом школы являлась классическая гимназия. Число учебных заведений: гимназий, прогимназий и реальных училищ с 1908 по 1912 гг. увеличивается. Одним из направлений реформы 1900-х гг. было сохранение в качестве основных типов средних учебных заведений гимназий с реальными училищами и с сокращением изучения в гимназиях:
- латыни
- греческого языка
- грамматики.
Предусматривалось слияние гимназии и реального училища.
В 1902 году осталось всего несколько гимназий строго классического типа. В остальных гимназиях было сокращено изучение древних языков и усилено изучение:
- русского языка
- истории
- географии
- естественных наук.
Следовательно, наблюдалось усиление реального образования.
Появляются нетрадиционные гимназии с совместным обучением, ученическим самоуправлением. С 1908-1914 гг. был введен внешкольный надзор за учащимися. С 1914 года после вступления России в первую мировую войну, обострилось экономическое положение страны, растут расходы на войну все это отрицательно сказалось на системе образования. К 1915 году в классических гимназиях греческий язык перестал быть обязательным. К 1916 году началась реформа средней школы: создание единой школы (гимназии) с 7 летним курсом обучения. После 4 класса планировалось три ветви обучения:
- новогуманитарное: литература, языки
- гумнитарно-классическое: древние языки
- реальное: естественные науки, математика.
В учебном плане планировалось доминирование:
- отечественного языка
- литературы
- истории
- географии.
Представители других наций могли осваивать свою культуру. Но в 1917 году произошли извесные события, которые перечеркнули все замыслы этой реформы. А к 1920 году дореволюционная система школьного образования фактически была ликвидирована, а вместе с ней и система гимназического образования.
На наших глазах в начале 90-х гг. ХХ столетия начинается бурный процесс появления образовательных учреждений нового типа: гимназия, лицей, авторская школа и др. Первые школы-гимназии появляются в России в 1990 году.
Гимназия - образовательное учреждение ориентированное на формирование широкообразованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундументальных наук. Образование на широкой гуманитарной базе с изучением не менее двух иностранных языков (V - XI классы).
Признаки современного гимназического образования:
Реализация учебных программ осуществляется в ходе опытно-экспериментальной работы на основе диагностического обеспечения, преемственности, креативной активности, широкой социализации
- Цель гимназии: формирование высокообразованной личности, способной к творческой деятельности, к самоопределению, самореализации в меняющемся мире.
- Принципы гимназического образования:
- гуманитаризация
- дифференциация для создания условий для личностно-ориентированного процесса обучения.
- Основу гимназического образования составляет интегрированная гуманитарно-эстетическая подготовка обеспечивающая развитие личности на основе знания:
- отечественной истории и литературы
- мировой литературы и истории
- иностранных языков
- М Х К
- и др.
Дисциплины:
- языки
- нетрадиционные (например, иврит)
- древние
- иностранные языки
- культурологические дисциплины
- философские науки
- социальные дисциплины
- экономика
- социология
- естественнонаучные дисциплины
- общеразвивающие дисциплины
- логика
- психология
- специальные предметы профильного характера.
Таково гимназическое образование в современной России.
Литература:
- История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. Егоров Е.Ф. - М.:ИЦ "Академия".1999.
- Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- начало ХХ вв.):Уч.пособие. - М.:ИД "Форум".1998.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Уч.пособие…/Под ред.С.А. Смирнова. - М.:ИЦ "Академия".1999.
- Терентьева А.В. История отечественного образования. Государственная политика в области образования в России Х-ХУШ вв.:Уч. пособие. - СПб.1996.
- Цимринг С.Я., Кузнецов Ю.С. Страницы истории профессионального и технического образования России. -СПб.1996.