СБЫЛОСЬ

Jan 25, 2024 16:31

Луи Лебретон вышел из подполья.



Кликабельно.
Я верил, что эта картинка найдётся, и находилась она постепенно: сперва упоминание о ней в каталогах, затем мутная черно-белая репродукция, затем каталожная запись на сайте Гринвичского морского музея; совсем недавно превьюшка с аукциона. (Всю эпопею можно отследить по тэгам "Художники" и "Изонаходки".) И когда уже Гринвич начал отвечать нашему английскому соратнику Энди, Санкт-Петербургский Эрмитаж поспешил опередить иностранного конкурента, щедро выложил скан литографии на своём сайте. Сердечная благодарность и поясной поклон доблестным российским хранителям музейных сокровищ!
Приглядевшись, можно заметить[ДАЛЬШЕ], что картинка неидеально сращена из двух половинок (вероятно, ограничивает размер сканера). Но это ничего не портит (ну, двоятся мачты судов за Лаперузовым перешейком).
За основу декорации взята литография сан-францисского театрального художника Альфреда Пру, сделанная по горячим следам ещё осенью 1854 года и послужившая образцом для других художников. Но если у Пру корабли напоминают плавучие сундучки, то Луи Лебретон придал им красоту, мощь и правдоподобную детальность.
Какой момент сражения запечатлен? Подпись не двух языках гласит: "Петропавловский (порт). Англо-французская эскадра бомбардирует укрепления в Авачинской губе 29 августа 1854 года". Это прозрачнейший намёк: не пытайтесь точно датировать. 29 августа (по календарю эскадры) корабли только вошли в Авачинскую губу; несколько ядер, пущенных с обеих сторон, только обозначили серьезные намерения, упали в воду с большим недолётом. 30 Августа атака была отменена по причине самоубийства контр-адмирала Прайса. Первое сражение, которое англо-французы могли расценивать как частичный успех, произошло 31 августа - его обычно и изображают западные художники (как Антуан Морель-Фатио). Но 31 августа агрессоры обстреливали батареи, защищавшие вход в Петропавловскую гавань; на этой же картине флагманы стоят на траверзе Никольской и Сигнальной сопок. Похоже, подразумевается день 4 сентября (на самом деле 5 сентября, а по юлианскому календарю 24 августа). Это момент отступления десанта с берега, самая-то трагедия заслонена кораблями и клубами дыма. Пароход "Вираго" слева пытается заглянуть за северную оконечность Никольской сопки и воспрепятствовать преследованию отступающих. "Ла Форт" обстреливает гребень Никольской сопки, чтобы сбить русских снайперов (без эффекта, как мы знаем). Лаперузов перешеек пуст - с утра там стояла пятипушечная батарея Александра Максутова, теперь снесённая огнём фрегата "Президент". Сейчас "Президент" и бриг "Облигадо" стреляют навесом через перешеек по русским кораблям "Аврора" и "Двина" (мачты видны из-за сопки). Иностранным купеческим судам, стоявшим в гавани, тоже досталось попаданий. Корвет "Эвридика" не стреляет - она и не стреляла в эти дни вообще ни разу. Но матросы с "Эвридики" и "Облигадо" участвовали в десанте - по-видимости, в лодках на буксире у этих кораблей и сидят вернувшиеся десантники. Так и было - отправлялись эти лодки с "Вираго", а возвращались по своим кораблям. С утра ветра не было, корабли по позициям расставлял пароход, а ближе к полудню он подул, это и позволило бригу "Облигадо" подойти и поучаствовать в обстреле; а фрегат "Ла Форт" как раз ставит паруса, чтобы уже отступить от берега, забрав своих горе-десантников. Его реи похожи на подолы с жимолостью.
Если сравнить эту работу с рисунком Антуана Мореля-Фатио, можно убедиться, что оба художника хорошо знали внешние особенности французских кораблей. Ну, правда, у Мореля батарейная полоса "Ла Форта" белая, а у Лебретона закрашена черным. И, конечно, не следует требовать от художника топографически точной расстановки кораблей. Оба они прекрасные иллюстраторы, а в данном случае ещё и пропагандисты, показывающие силу оружия, духа и единства союзников, вселяющие уверенность в победе. Полчища художников сражались на идеологическом фронте. Не забудем и о коммерции - литографии пеклись и продавались как горячие пирожки, лови момент.
Мы же, наследники героев-победителей этого сражения, выше злопыхательств, только благодарны мастерству былых художников и полиграфистов.

Картинки кликабельны, Изонаходки, Художники, Корабли, Музеи, Крымская война на Камчатке, Петропавловск

Previous post Next post
Up