Аноним в латных перчатках

Oct 22, 2023 00:34

Я читаю на "яндекс-дзене" канал "Исторические мелочи", автор которого увлечен атрибуцией старых портретов людей в мундирах. Случается ему поправить экспертов, установить полковую принадлежность, а то и личность персонажа. Либо не установить - и тогда он обращается к "помощи зала". Вот один такой случай, который увлёк и меня.
"Следующий портрет я нашел на сайте аукционного дома Бонэмс. Вы только полюбуйтесь на это:


Аннотацию портрету аукционные эксперты дали следующую: «круг Франсуа Ксавье Фабра (1766-1837), портрет генерала в мундире, поколенный».
Я затрудняюсь определить даже государственную принадлежность этого персонажа. <…>На руках у него латные перчатки (правда, без пальцев), которые перестали носить в XVII, ну, может быть, в отдельных случаях - в начале XVIII в.! Мне ничего не известно о случаях ношения этого предмета в XIX в., если не принимать в расчет рыцарские турниры, организуемые для развлечения аристократической публики при некоторых дворах. Но участники таких турниров полностью одевались в костюмы, созданные по образцу средневековых, а не надевали отдельные элементы доспехов при современных для себя мундирах. Может быть, на портрете что-то индийское? Какой-то высокопоставленный офицер Британской Ост-Индской компании? Или представитель какого-то архаического декоративного подразделения французского Королевского дома? Я не знаю…"

Захотелось и мне поискать. [ДАЛЬШЕ!]В мундирах я профан, но поворошив интернет, уловил сперва сходство аксельбанта на латноперчатнике с аксельбантом на герцоге Веллингтоне, сосредоточился на англичанах - наконец, нашёл подходящую униформу. Это офицер Королевской конной гвардии, так называемых "синих" (в противовес "красным" лейбгвардейцам).


Сообщив результат Историческим мелочам, я узнал, что за полторы недели до меня в комментариях полковая принадлежость персонажа уже была установлена. Нет, латные перчатки в их униформу не входят. Но и не противоречат! На руках им положены краги, по-английски gauntlets - так ведь и латные перчатки называются ровно тем же словом. А если портретируемый - аристократ старинного рода, отчего бы ему не взять перчатки из семейного гардероба? Хотя бы для портрета.
Но возникло у меня и предположение о личности портретируемого. Один из конногвардейцев, нарисованных художником Дюбуа-Драгоне (Alexandre-Jean Dubois-Drahonet,1791-1834) весьма похож на персонажа.Его имя известно: Everard William Bouverie, (1789-1871). Правда рисунок больше известен в литографической копии, напечатанной в 1913 г.; среди оригиналов, развешанных в Виндзоре, именно этого нет. А литография - дополнительное искажение. Но акварельный эскиз рисунка нашёлся (опять же на аукционе - всё, всё распродают).


Разрешение низенькое; нейросеть REMINI выявляет черты лица, схожие с анонимным офицером на портрете. Овал лица, загар и прищур, линия бровей.


Стал я искать этого Бувери. Он действительно аристократ, его бабушку рисовали Гейнсборо и Рейнольдс, оба друзья семьи. Он ранен при Ватерлоо. Он был приближен королевской четой, исполняя должность шталмейстера (equery in wait) с 1840 г. при принце Альберте, а с 1853 г. при королеве Виктории, регулярно сопровождал их в поездках и публичных выходах (об этом пишут газеты). Но на многофигурных полотнах с участием четы Бувери не замечен (это не моё наблюдение: к полотнам составлены перечни лиц). На одной ксилогравюре из Illustrated London News со сценой крещения Её Королевского высочества Луизы Каролины Альберты, похоже, именно Бувери стоит на переднем плане справа. Как и персонаж на портрете, носит кирасу, белые панталоны; у него усы, бакенбарды и кудрявые волосы с залысинами. Но стоит он к нам спиной.


На восьмом десятке лет генерал Бувери запечатлен и на фотоснимках -  в свите королевы и сольно.


Пропорции лица не противоречат персонажу на портрете, но и явных черт для утверждения тождества нет. Тем более, что и ракурс другой,и возраст не щадит. Что противоречит - волосы. Старик Бувери кудряв, но так и не облысел, наметки к чему есть у латноперчатника. Но! Я ведь помню, что люди, вынужденные постоянно носить головной убор, теряют волосы. Тем более такой жаркий убор, как меховая шапка. Оставив службу в конногвардейском полку (а он её оставил), Бувери прекратил лысеть. Если, конечно, латноперчатник - Бувери.
На время, будучи занят другим, я оставил загадочный портрет в покое.
А время спустя решил спросить проживающего в Англии художника-дизайнера Энди Тэшнера. Энди предложил зайти на сайт аббатства Делапре, там в коридоре висит портрет Эверарда Бувери - другой портрет! Я зашёл. Висит. Живопись не маслом, похоже на увеличенную репродукции с акварели.


И на этом портрете Бувери молод. На нём мундир той же Королевской конной гвардии, но позапрошлого образца - до 1815 года (с нагрудными "разговорами" из тесьмы).


Отсутствие усов - не только признак молодости, но носить их по уставу разрешили только с 1831 года (а фактически начали на пару лет раньше). А в 1840-50-е годы ношение военными усов было обязательным (кроме тех, у кого не растут).



Я вижу много признаков сходства между молодым Бувери и офицером в латных перчатках. Тёмные кудри, форма лба и овал лица, линия бровей, форма губ, цвет глаз (серый), нос с небольшой горбинкой. Если учесть также возраст и принадлежность к элитному полку, то вероятность тождества велика. И, собственно, ни одного признака против.
Я бы мог на этом успокоиться, но на беду захотел сличить портреты какой-нибудь программой распознания лиц. Несколько лет назад эти программы были модной развлекухой, а сейчас смотрю - на всех сервисах они поисчезали. Видимо, из соображений о некой конфиденциальности, по каковой причине телефон "сяоми" перестал записывать телефонные разговоры (хотя бы и с жуликами), а гугл почти перестал искать людей по фото (разве что знаменитостей).
Но всё же нашёлся сайт, продающий системы распознания для организаций и предлагающий тестировать пробник. Проба сказала то, что я и сам сказал: скорее да, чем нет.




Не унявшись, я решил проверить на себе. Убедился, что я в версиях разных лет на себя похож, а на предполагаемого Бувери не похож совсем.




Проверка на вождях поколебала доверие к тестирующей системе. Путин на Путина похож.


Бритый Ленин в парике на Ленина бородатого хоть и похож, но меньше, чем Ленин бородатый на актёра Кирилла Лаврова в гриме. (Глядя на этот грим в кино, посочувствуешь актёру: он вынужден обходиться без мимики, тогда как у живого Ленина лицо было подвижное и эмоциональное.)




А вот Ленин, нарисованный Петровым-Водкиным, на своё безбородое фото не похож.


Полностью скомпрометировал тестирующую систему работодатель Эверарда Бувери. Принц Альберт. Я попросил программу сличить лица принца Альберта и офицера в латных перчатках.


И программа ничтоже сумняшеся заявила: это одно лицо. Дура электронная.
Тьфу и тьфу. Выходит, этой программе соответствие одному портретному архетипу: прическа, лицевая шерстистость, ракурс, прилизывание под образец (которым часто был идеализованный образ монарха - ну или принца) - дороже, чем персональные особенности лица.
Даже и проверять не хочется, сочтёт ли она похожими на принца Альберта князя Владимира Барятинского или герцога Максимилаана Лейхтенбергского.


Можно допустить, что принц Альберт потому и позвал Бувери в свою свиту, что тот подошёл по экстерьеру. Но приходится согласиться с мнением хозяина канала Исторические мелочи, который предпочитает не особо доверять внешнему сходству и несходству, а опираться на уставные мундиры, эполеты и ордена.
И поворчу на художников, вспомню великого Николая Носова.
"Каждой малышке хотелось иметь портрет, и они совершенно замучили его своими требованиями. Всем обязательно хотелось быть самыми красивыми. И напрасно Тюбик доказывал, что каждый красив по-своему и что даже маленькие глаза могут быть тоже красивыми. Нет! Все малышки требовали, чтобы глаза обязательно были большие, ресницы длинные, брови дугой, рот маленький. В конце концов Тюбик перестал спорить и рисовал так, как от него требовали. Это было значительно удобнее, так как не вызывало никаких лишних пререканий, и к тому же Тюбик заметил, что может провести рационализацию в портретном деле. Поскольку всем требовалось одно и то же, Тюбик решил сделать так называемый трафарет. Взяв кусок плотной бумаги, он прорезал в ней пару больших глаз, длинные, изогнутые дугой брови, прямой, очень изящный носик, маленькие губки, подбородочек с ямочкой, по бокам парочку небольших, аккуратных ушей. Сверху вырезал пышную причёску, снизу - тонкую шейку и две ручки с длинными пальчиками. Изготовив такой трафарет, он приступил к заготовке шаблонов.
Что такое шаблон, сейчас каждому станет ясно. Приложив трафарет к куску бумаги, Тюбик мазал красной краской то место, где в трафарете были прорезаны губы. На бумаге сразу получался рисунок губ. После этого он прокрашивал телесной краской нос, уши, руки, потом тёмные или светлые волосы, карие или голубые глаза. Таким образом получались шаблоны.
Этих шаблонов Тюбик наделал несколько штук. Если у малышки были голубые глаза и светлые волосы, он брал шаблон с голубыми глазами и светлыми волосами, добавлял немножечко сходства, и портрет был готов. Если же у малышки были волосы и глаза тёмные, то у Тюбика и на этот случай имелся шаблон.
Таких шаблонных портретов Тюбик нарисовал множество. Это усовершенствование очень ускоряло работу. К тому же Тюбик сообразил, что по трафарету, изготовленному рукой опытного мастера, каждый коротышка может заготовлять шаблоны, и привлёк к этому делу Авоську. Авоська с успехом закрашивал по трафарету шаблоны нужными красками, и шаблоны получались ничем не хуже тех, которые были изготовлены рукой самого Тюбика. Такое разделение труда между Тюбиком и Авоськой ещё больше ускоряло работу, что имело огромный смысл, так как количество желающих заказать портрет не уменьшалось, а с каждым днём увеличивалось.
Авоська очень гордился своей новой должностью. Про Тюбика и про себя он говорил с гордостью: «Мы - художники». Но сам Тюбик не был доволен своей работой и называл её почему-то халтурой. Он говорил, что из всех портретов, которые он нарисовал в Зелёном городе, настоящими произведениями искусства могут считаться только портреты Снежинки и Синеглазки, остальные годятся лишь на то, чтобы покрывать ими горшки и кастрюли.
Этого мнения не разделяли, впрочем, обладательницы портретов. Всем нравилось, что они получились красивыми, а сходство, говорили они, - это дело десятое. На всё можно смотреть по-разному".

ХЗЧ, Художники, Разыскания

Previous post Next post
Up