Десяток лет назад я писал статью о Николае Ивановиче Можайском, морском артиллеристе, герое Петропавловской обороны 1854 года. Естественно, не мог обойти и другого Можайского, Александра Фёдоровича, лейтенанта с фрегата "Дианы". Я искал, не родственники ли они? Нет, родство не прослеживается, хотя и не исключены общие предки, но не позднее XVII века. Николай получил потомственное дворянство своими заслугами, а Александр по рождению. "Братья" они только по оружию. И по рисунку Дениса Лопатина в моей книге "Клад и другие полезные ископаемые".
(Для придирчивых: и художник Лопатин, и писатель Калмыков знают, что на русских фрегатах в середине XIX века не было спасательных кругов. Мы так видим.)
Рисунок сделан на основе подлинных фотографий этих заслуженных офицеров. [ДАЛЬШЕ]Достоверная фотография А. Ф. Можайского известна только одна, её разыскали в середине XX века, когда героя подняли на щит как первоизобретателя самолёта, и убедительно атрибутировали по наградам, в соответствии с послужным списком.
Всего один фотопортрет, хотя Александр Фёдорович нам известен и как прекрасный художник, и как фотограф. Он один из первых двух фотографов Японии (другой - американец). После смерти Можайского, как пишут, его дагерротипы были кем-то присланы в японскую деревню Хэда и хранятся японцами как национальная реликвия. В Хэде есть краеведческий музей кораблестроения, эпохальной вехой которого явилась постройка шхуны "Хеда" взамен погибшего фрегата "Диана". Прекрасные японские плотники помогали русским морякам и сами перенимали опыт европейского судостроения. При входе в музей помещён якорь с "Дианы", в зале выставлены инструменты японских корабелов, модели "Дианы" и "Хеды", предметы с корабля и подарки. Конечно, есть и репродукции рисунков и фотографий Александра Можайского.
Вот тут я и запеленговал незнакомый портрет Александра Фёдоровича.
Маленький! Но узнаваемый. И не тот, что известен у нас, помещён в википедиях и в холле ВМА имени Можайского. Почему бы и нет? Стал я тогда искать по интернету более крупные картинки. Ну японцы же, думал я, они же со своими "панасониками" и "олимпусами" во все дыры мира проникают, ну неужели в своём музее не щёлкнули? Но портрета не нашёл. Да и онлайн-переводчики 10 лет назад были очень бестолковые. Я спрашивал востоковеда Вячеслава Зайцева: почему электронные переводчики вместо "Хеда" или "Хэда" пишут "Тода"? Вячеслав ответил: "Японское 戸田 читается обычно как Тода. Хэда же - исключение (редкое или специальное чтение этих иероглифов). Так называется деревня 戸田村 (Хэда-мура, где «мура» значит деревня). А название корабля пишут катаканой с суффиксом 号 «го:» так: ヘダ号 (Хэдаго)". А недавно по "Культуре" фильм показали про Можайского и его самолёт (пришло время позолотить скрепы). Так я и решил ещё покопаться. Кадров из Хэды в интернете появилось много. Хэда - часть города Нумадзу в префектуре Сизуока, японцы туда приезжают за красотой.
Музей как раз на этой зелёной косе и расположен.
Не всякий японский блогер доберётся до Хеды, да и фотографируют они, после красот, преимущественно еду. Даже зайдя в музей, они больше сосредоточиваются на первом этаже, где рассказывается об обитателях морских глубин - крабах и рыбах. Ну а на тех судостроительных витринах, что попали в интернет, портрет больше не засветился.
Но засветилось знакомое лицо - владивостокский художник Валерий Шиляев! Вот он дарит музею свою картину - портрет шхуны "Хеда".
Мы с ним общались в 2014 году на выставке в Камчатском художественном музее.
Но Валерий Иванович уже умер, в 2017 году, и ничем уже моему вопросу не поможет.
Благодаря поумневшим электронным переводчикам я отыскал наконец электронную почту музея 戸田造船郷土資料館 駿河湾深海生物館 да и написал им письмо. И мне пришёл ответ, подписанный госпожой Киоко Мицуи. Портрет существует, собственность музея. Но это не фотография, а живопись - творение знаменитого японского художника Ёситака Махори (馬堀 喜孝, 1907-1999). Он основатель школы портретной живописи, автор портретов, украшающих денежные знаки. Вот этот портрет, кликабельно (повторяю! собственность музея 戸田造船郷土資料館 駿河湾深海生物館 - ссылка обязательна).
Я не знаю, в какие годы маэстро Ёситака Махори создал этот портрет, но три источника его вдохновения прослеживаются. Первый - единственная и общеизвестная фотография Александра Фёдоровича; второй - фотография его сына, Александра Александровича, депутата Государственной Думы 4 созыва; эта фотография одно время считалась изображением самого А.Ф. (к ней соответственно пририсовывались адмиральские погоны). Третий источник - японская душа самого художника. Иллюстрирую (кликабельно).
Так я попался на крючок художника и пребывал в сетях обмана добрый десяток лет. Спасибо ему.