На Гавайях народ простой

May 05, 2021 15:07

Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер Камеамеа III, так наверное, вся газета в некрологах (газета еженедельная).
И ничего подобного. 3/4 первой страницы занимает коммерческая реклама, остальное вести с фронтов Крымской войны. И только на второй странице сообщение о смерти короля. И там же отплытие - не французской Артемисии, а британской Амфитриты; но мне этого достаточно, раз уж я знаю, что Артемисия отчалила на день раньше.


("Mammoth lie" не обозначает использования мамонтов на полях Крымской войны, а всего лишь чудовищную ложь о преждевременном падении Севастополя.)
Эти два корвета, как "мы с Тамарой", полгода плавали вместе. В газетке Messager de Tahiti описано их трогательное расставание.[(Текст)]
Газета Messager de Tahiti от 28 января 1855.
Корвет Ее Британского Величества Amphitrite, под командой г-на Коннелли, встал на якорь на нашем рейде в воскресенье утром, 21 января, прибыв с Оаху и Райатеи. Он салютовал флагу протектората 21 пушечным выстрелом, на что было отвечено с полевой батареи; затем он приветствовал консула Ее Британского Величества. Днем командир сошел на берег и нанес визит командующему, г-ну Руа. 22-го пополудни на английский корвет поднялся какой-то имперский комиссар (M. le commandant particulier, Commissaire impérial P.I.); его проводили 13 пушечными выстрелами с берега.
Офицерский состав корабля.
Гг.:
Connelli. acting-commander.
Stanisforth, 1er lieutenant.
Palmer, lieutenant.
Franklin, lieutenant.
Miller, lieutenant passager
Wilson, acting-mate.
Crane, master.
Maddock, purser.
Christy, surgeon.
Nihil, assistant surgeon.
Bourne, naval instructor.
«Амфитрита» доставила на Таити 26 русских пленных, в том числе офицера, кадета и 24 матроса, взятых на борту губернаторской яхты недалеко от Петропавловского. Офицер и кадет поселены с двумя офицерами с «Артемисии», остальные временно размещены в казармах морской пехоты.
Отплытие корветов "Амфитрита" и "Артемисия".
Корвет S.M.B. Amphitrite вошел в гавань Папеэте 21-го числа, а покинул её утром в среду, 24-го. Хотя это судно оставило Англию более трех лет назад, оно отличается исключительной чистотой, дисциплиной команды, отсутствием суеты и гама при управлении. В то же время и корвет l'Artémise встал под паруса, отправляясь во Францию через Маркизские острова, куда должен доставить груз и пассажиров. Вероятно, это была последняя стоянка этих двух кораблей на одном рейде, и, расставаясь, оба глубоко сожалели и выражали искреннее пожелание новых встреч, скрепляющих сердечный союз, всегда существовавший между ними. В конце июля, выйдя с Оаху вместе с объединенной дивизией под командованием адмиралов Прайса и Феврие-Депуанта, они через восемь дней были отделены и направлены к берегам Калифорнии для защиты англо-французской коммерции и пресечения каперов, которые, по сведениям, вооружались в Сан-Франциско.
В то время командовал «Амфитритой» капитан Фредерик (который ныне на борту «Президента» исполняет должность командующего флотом); капитан Левек выполнял его приказы, и с тех пор до возвращения на Сандвичевы острова корветы не разлучались - ни в Сан-Франциско, ни в патрулировании окрестных вод, ни при посещении Монтерея, встречая самый благожелательный прием у населения. Великим и искренним было братание двух кораблей, офицеров и команд; каждое воскресенье английские и французские матросы гостили друг у друга и вместе обедали; играли, общались, в беседах находили взаимопонимание, танцевали дотемна под скрипки «Амфитриты», и не раз мичманам требовалось все их красноречие, чтобы созвать на шлюпки матросов и вернуть на свой корабль.
Английский корвет отправляется в Вальпараисо, через Питкэрн; приветливость его командира и искреннее радушие офицеров оставили добрую память на Таити.
Офицеры Artémise.
Гг.
Левек, капитан фрегата, командир;
Аликс, лейтенант, второй на команде;
Мабире, лейтенант;
Деперль, лейтенант;
Фике, мичман;
Ноэль, мичман;
Жарден, АХЧ;
Бурейн, врач.
Пассажиры. ММ. Трико, Шассерио, Рюэль - офицеры морской пехоты; Виллер, морской фармацевт 2 класса. Г-н Алем, лейтенант морской пехоты, отправляется на корвете в Нуиву.

Меня, собственно, заинтересовали "два офицера, происходящих с "Артемисии"", к которым поселили наших пленных с "Анадыря" (прапорщика Януария Больчунина и кадета Алика Семчина). Я даже знаю, кто это - капитан Белоцерковец и полковник Афанасьев, плывшие на "Ситхе" пассажирами в Петропавловск. Их держали на "Эвридике", а в Гонолулу, выходит, пересадили на "Артемисию", поскольку "Эвридика" застряла в Гонолулу на месяц для участия в похоронах короля.

Газеты, Крымская война, Корабли, Перевод, Крымская война на Камчатке, История, Разыскания

Previous post Next post
Up