Юхан Якоб Конради

Jan 30, 2021 14:23

Johan Jacob Conradi
шведский: Jacob Johan Jacobsson Conradi, Sjökapten
Дата рождения: 11 февраля 1811
Место рождения: Sandlax, Töfsala, Finland (Финляндия)
Смерть: 01 декабря 1897 (86)
Место погребения: Åbo, Finland
Вот что нам поведал славный шкипер Иоганн Яков Конради.
"...По сдаче в Аяне пушных промыслов и назначенного туда груза предписано было возвратить оный в Ново-Архангельск, но по встретившейся надобности зайти в Камчатку, корабль «Ситха» вышел из Аяна 14 августа (1854) и, после тринадцатидневного счастливого плавания, подошел ночью с 26-го на 27-е августа к Авачинской губе.[Дальше]
Опасаясь подходить близко к берегу по причине тумана, командир судна, вольный шкипер Конради, решился повернуть на другой галс, и в этом положении выжидать рассвета. 27-го числа, в четыре часа утра, корабль, при довольно свежем ветре, направлен был ко входу в губу, скрывавшуюся еще в тумане. Около восьми часов туман начал очищаться, положение хода определилось, и на корабле начались приготовления к отданию якоря, но самый вход был скрыт от оного сигнальным мысом. В девять часов с корабля с удивлением заметили шесть судов, выходивших из губы, но которых, по отдаленности, распознать еще было невозможно, и с тем вместе на север от корабля на самом горизонте показалось седьмое судно, признанное за шхуну. Присутствие такого количества судов в малопосещаемом Петропавловском порте возбудило справедливое опасение на корабле и заставило шкипера Конради повернуть и удалиться от них с возможною поспешностью, тем более, что высота их рангоута делала эти суда весьма подозрительными. Вскоре на корабле убедились, что опасения эти не были напрасны, потому что пять судов прибавили парусов и пошли по направлению «Ситхи», в то время как шестое, в котором уже можно было узнать пароход, погналось за шхуною. Таким образом, усиливая паруса, корабль «Ситха» шел в том же направлении до двенадцатого часа, с ужасом замечая, что ветер стихает. Суда, гнавшиеся за ним, представлялись с корабля яснее и яснее по превосходству их хода, и одно из них, опередив прочие, подошло к «Ситхе» уже так близко, что легко было узнать в оном фрегат большого ранга и различить английский флаг. В двенадцать часов «Ситха» заштилила совершенно, тогда как английский фрегат, благодаря огромным размерам своего рангоута, настигал оную с величайшей быстротою. Далее идти было невозможно, защищаться еще менее, и надобно было уступить силе. Пушечным выстрелом дано было знать о закреплении парусов и спуске флага. Фрегат лег в дрейф и отправил к «Ситхе» две шлюпки с офицером и вооруженными матросами, чтобы принять командование и управление судном. В тоже время английский пароход «Вираго» привел на буксире настигнутую им казенную шхуну «Анадырь». По сигналу с английского фрегата, сделаны были распоряжения о снятии с «Ситхи» команды, переведенной на английский же пятидесятипушечный фрегат «Президент», и передаче пассажиров на французский тридцатипушечный корвет «Эвредика». На «Ситхе» остались только шкипер Конради, священник Коллегов и иркутский мещанин Попов, с женами и детьми, и ученик Финляндской школы торгового мореплавания Кристиерсон. Из пассажиров оставлены были на «Эвредике» купцы Стенин и Колесов, с прислугою, а все состоящие в государственной службе перевезены на французский адмиральский шестидесятипушечный фрегат «Ла-Форт». Шхуна «Анадырь» была ограблена и сожжена англичанами. 9-го сентября английская эскадра отделилась от французской и пошла к островам Квадри и Ванкувер, уведя с собою и «Ситху»; французская же эскадра взяла направление в Сан-Франциско, куда и прибыла ночью с 21-го на 22-е сентября. Здесь по распоряжению французского контр-адмирала Фебрие-Депуанта, все пассажиры корабля «Ситхи», кроме штаб-офицера корпуса штурманов Афанасьева и капитана морской артиллерии Белоцерковца, были освобождены.
Груз на корабле «Ситха» большей частью был казенный и частный купеческий; груза же, принадлежащего компании было незначительное количество. Ценность груза остается еще неопределенною, впредь до получения известия из Аяна.
Корабль «Ситха» по устройству и вместимости своей (в1200 тонн), принадлежал к лучшим кругосветным судам компании, и хотя потеря оного весьма прискорбна, но по настоящему твердому положению дел компании, случай этот, совершенно впрочем неизбежный в военное время, не может и не будет иметь никакого неблагоприятного влияния на положении компании.
Капитан судна Юхан Конради вместе с семьей остался на корабле, который был приведен в Шербур (Франция), где судно и груз были признаны военным призом и проданы. После этого Конради был перевезен на французском корвете «Марн» в Либаву, откуда с семьей выехал в Петербург, а затем в Або.
Источники:
1. «Северная пчела» № 240 от 26-го октября 1854 года
2. «Северная пчела» № 271 от 2-го декабря 1854 года"
(Полностью здесь)

Как с симпатией сообщал Воин Римский-Корсаков, вольный шкипер Конради плавал кругом света вместе с семьёй, вот англичане им и разрешили оставаться в обжитой каюте до самого Шербура. Но команда на "Ситхе" была уже другая - на этом судне вернулась домой с Тихого океана команда британского исследовательского шлюпа "Plover", признанного неспособным обогнуть мыс Горн.
Пассажиры "Ситхи", как о том сообщает Конради, в Сан-Франциско были отпущены, кроме состоявших в военной службе.
А вот как обошлись с родной командой "Ситхи"? Мы знаем, что команда у Конради была вольнонаёмная: финны, шведы и даже три датчанина. Могу предположить, что их тоже отпустили, а кому-то, возможно, предложили послужить и на кораблях англо-французской эскадры, нуждавшейся в опытных руках.
Не встречал ли кто каких сведений?

Корабли, Крымская война на Камчатке, Разыскания

Previous post Next post
Up