Фрегат "La Forte"

Feb 26, 2017 23:12

В интернете что-то пропадает, а что-то появляется, поэтому есть смысл иногда повторять поиски. Я снова попытался найти литографию Антуана-Леона Мореля-Фатио, живописующую Петропавловский бой 1854 г. Видеть бой художник не видел, но корабли знал и рисовал здоровски. Одна из его картин изображает перегрузку гроба Наполеона с фрегата "La Belle-Poule" на пароходик "Normandie", притом рисовал художник с натуры; а "Belle-Poule" - систер-шип фрегата "La Forte", который как раз и бомбардировал Петропавловск. Полез я на сайт французской нац. библиотеки Gallica - и бой не нашёл, но нашёл вот что:


Перевожу: "ТАБЛИЦА 42. Французский фрегат 60 пуш. Это фрегат 1-го ранга la Forte, который, под командованием контр-адмирала Феврие-Депуанта, принял участие в сражении Авачинской бухты в 1854. Здесь он показан вблизи и готовится к постановке на якорь. (См. пояснение к табл. XVII и XVIII.)"
Я боялся листать книгу дальше - а вдруг там нет картинок? (Так бывает, что альбом и комментарий к нему издают раздельно.) Уфф, есть картинки, в отличном качестве.
Книжка называется: La Marine française et les marines étrangères, illustrées par L. Morel-Fatio, texte par M. Léon Renard. Edit. Blaisot (Paris), 1865.
Вот картинка (кликабельна).



Спасибо Ане fishka_anna за профессиональную и душевную помощь: она устранила искривление на сгибе бумажного листа.
Вообще-то изображений "La Forte" у меня уже есть. На фрегате служил рисовальщиком молодой граф Рене де Керре, который, конечно, изображал свой плавучий дом много раз. Но уж очень толсто он это делал, растушёвками и обобщёными контурами. Лесные пейзажи Керре гораздо лучше, (а люди и животные хуже.)
И всё же видно, что корма фрегата у Керре сильно другой формы, чем у Мореля-Фатио. У М-Ф - плоский транец, а у Керре - "двухэтажная" раковина, из которой, как крепостные башенки-турели, выступают целых три штульца. И балкончик вокруг. Но это объяснимо. Нам уже известно, что для флагманской службы фрегаты особо тимберовали ("тюнинговали" на языке автомобилистов) - переделывали корму, выделяя пространство под апартаменты адмирала и его штаба. Точно так же и кормовые прибамбасы британского "Президента" на фото объёмнее, чем на его раннем рисунке.
Показываю рисунки Керре. Кликабль.


















Корма (некликабль).


Историко-технические подробности о фрегате "La Forte".

Фрегат La Forte, Frégate 60 c, classe Surveillante
Верфь Chantiers Cherbourg
Начат постройкой - sur cale - (laid down) 3-6-1829
Спущен на воду - lancement - (launched) 16-9-1841
Укомплектован экипажем - en service - (completed) 20-2-1852
Списан - rayé - (stricken) 6-1-1868

Размеры - dimensions - 54.40 x 14.50 x 3.80 m
Высота батареи - hauteur de batterie : 2 m
Водоизмещение - déplacement 2 558 t
Штатный экипаж - effectif 513 (291 en flûte)

Armement bat: 26x30 + 4x22cm - gaill: 26x30 caronades + 4x16cm
Вооружение: На батарейной палубе (en batterie): 26 пушек 30 см и 4 пушки 22 см; на верхней палубе (sur gaillards): 26 каронад 30 мм и 4 пушки 16 см. Итого 60 орудий.

История:
1852 : plusieurs voyages de Cherbourg à Cayenne pour emmener les déportés politiques de 1851.
9-4-1852 : appareille de Brest pour la Guyane avec des forçats.
20-5-1852 : arrivée en Guyane.
9-6-1852 à Fort de France.
19-6-1852 : de Basse-Terre à Brest.
16-7-1852 : arrivée à Brest.
1853-54 : circumnavigation (escales à Rio, Cap Horn, Valparaiso, Puna, Guayaquil, Paita, Callao, Papeete et Russie).
15-1-1853 : arrivée à Rio.
10-9-1853 : à Tahiti.
8-1854 : attaque de Petropavlovsk (capitale du Kamtchatka, Russie).
Fin 1854 à début 1855 : nouveau voyage en Amérique (San Francisco, Mazatlán, Acapulco, Callao, Honolulu).
5-3-1855 : au large du Pérou.
10-5-1855 : appareille de Honolulu pour le Kamtchatka.
15-6-1855 : à nouveau à Petropavlovsk, puis retour en France par le Cap Horn.
8-12-1859 : départ de Cherbourg pour la Chine avec 394 passagers.
21-5-1860 : échouage en face de Woosun (Chine). Elle sera renflouée par l'action conjointe de l'Echo, du Forbin et de la Dragonne.
3-6-1860 : débarque des troupes à terre à Shangaï.
29-6-1862 : à St Denis, venant de Cochinchine.
12-10-1862 : arrivée à Cherbourg.
6-1-1868 : rayée.
1877-90 : ponton à Cherbourg.
1894 : vente à Rochefort.

Изонаходки, Корабли, Крымская война на Камчатке, Адмиралы

Previous post Next post
Up