(По книге БОНДАРЕНКО А. А. АДМИРАЛ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ ЗАВОЙКО (1812-1898)
«Сделать всё,., что в силах человеческих возможно» К 200-летию со дня рождения Сборник документов и материалов
Симферополь, «Бизнес-Информ», 2012.)
...Засим умолкаю и привожу документ, обнаруженный в личном фонде адмирала В.С. Завойко. Это воспоминания его внука, тоже Василия Степановича.
«Я считал своим долгом, согласно воле моего деда, В.С. Завойко, познакомить общество с переданными мне биографическими и историческими материалами... напоминания о славных делах наших дедов и отцов должны быть в такую минуту особенно дороги нашим морякам и гражданам, освящая прошлое величие духа и исполнение долга перед Родиной...Стремясь постоянно установить только совершенно определённые факты, исторически верные, я считался всегда мнением моего деда, что всё им свершённое достигнуто единением с ним подчинённых офицеров и вверенным им команд, а также других сподвижников...
Лазарев был назначен на ЧФ, а эскадра им воспитанная, воодушевлённая высоко держать знамя чести службы, объединённная взаимной любовью и солидарностью командного состава, поступила под команду адмирала Беллинсгаузена.
(20-25) сентября 1830 года вся эскадра стояла на кронштадтском рейде, заканчивая кампанию, уже 2 суток продолжался шторм, на третий день было разрешено выпускать шлюпки из гавани. В.С. (Василий Степанович) на вельботе прогрёб в толчею и, подняв зарифленный парус, по ветру, направился к корвету Наварин и, конечно, очень скоро стал обходить вельбот с лейтенантом Леонтовичем, который шёл под вёслами.
Леонтович вскричал: «Завойко, ты сумасшедший или пьянь что ли, долой парус, утопишь себя и людей!»
Услышав это, Завойко приспустился, смешал вёсла вельбота Леонтовича и, срезав ему нос, взял на буксир, продев в рым вельбота цепь от дрека и ответил: - «Вот я Вас сейчас пробуксирую по всей линии флота...».
Леонтович отвёл руля и, вследствие этого, отбросило корму головного вельбота и вольный порыв ветра перевернул его. Вся команда выплыла и подчинилась приказу Завойко не садиться на вельбот Леонтовича, который иронизировал, что привезёт мокрых наваринцев. Три четверти часа продержались смельчаки на воде, ухватившись за всплывший вельбот, пока подоспел баркас с Наварина и поднял своих. Нахимов вместе с офицерами оттирал и отпаивал ромом как своего мичмана, так и матросов.
Во время этого происшествия на эскадре на флагманском корабле находился Светлейший князь Меншиков, начальник ГШ, который, узнав о происшествии, распорядился отдать в приказ и посадить мичмана З. «на саллинг на 8 склянок»*. Причём на заступничество адмирала возразил, что необходимо отучить Завойко от его шалостей, которым насколько ему известно, потворствовал Лазарев. Объяснение Леонтовича, что он признаёт себя виновным, т.к. задел самолюбие наваринцев, не изменило положение.
Нахимов прочитал в приказе об определенном его мичману наказании.
Написал прошение об отставке, одел парадную форму и отправился на флагманский корабль, явившись к адм. Он заявил, что прибыл лично перенести наказание определённое его мичману безвинно и несправедливо, т.е. сесть на саллинг и одновременно просит отослать его прошение об отставке.
Адм. Беллинсгаузен оправдывался, что наказание определено Князем Меншиковым для острастки, чтобы З. не рисковал жизнью и не проказничал. Такие выходки - не шалости, объяснял Нахимов, а они показывают настоящую отвагу, необходимую для флота и его команд, только такой дух и создал нам уважение среди иностранных флотов, т.к. материальное оборудование нашего флота бедно.
Кончился этот случай благополучно: уступая Нахимову, адмирал командировал своего адъютанта к Кн. М. с подробным донесением о решительном требовании Н., и последовало в приказе - отмена наказания мичману З.
Я привёл этот случай, чтобы оттенить, насколько высоко в былые времена в нашем флоте ценилась человеческая личность и какими внутренними отношениями он был силён, отчего смог с честью и славою перенести выпавшие на его долю тяжёлые испытания.
Поступок Н. в данном случае особенно резко подчёркивает, как близко он, как командир, входил в жизнь своих офицеров и команды и как все знали и чувствовали, что он своей грудью готов постоять за них, не считаясь со своей служебной карьерой, но тогда и начальство ценило правду.
В 1831 г. Нахимов назначен командиром строящегося фрегата «Паллада», а в 1833 г. В.С. произведён в лейтенанты и назначен старшим лейтенантом на «Палладу» же».
(РГА ВМФ, Ф. 1365, Д.4, С. 7-9).
* Саллинг - деревянная или металлическая конструкция, служащая для соединения мачты и её продолжения в высоту - стеньги. Склянкой на флоте называют получасовой промежуток времени.