В названии «Теотиуакан» русское ухо услышит корень «тео-», то есть «бог». И не удивится, что так оно и есть: по-ацтекски название то и обозначает - «Город богов». Но это чистой воды греко-ацтекское совпадение. Построили город не ацтеки, до ацтеков; ацтекам достались уже присыпанные землёй руины. А кто построил - те нам своего имени не назвали; археологи так и зовут их - «культура Теотиуакана». Здоровенный город по меркам старых времён. Городище - во всех смыслах слова.
Самое примечательное, что там есть - это пирамиды Солнца и Луны. (Ошибка в названиях маловероятна: чуть не в каждом священном городе индейцев две главные пирамиды носят такие имена.)
Так выглядит Солнце с Луны:
Конечно, город наполнен множеством тайн, подлинных и придуманных. А чего ждать от гоода, неведомо кем построенного и незнамо зачем покинутого? Открыты (и не открыты) пещеры и тоннели под пирамидами и храмами, фрески, захоронения; то ли правда, то ли непонятка о слюдяном храме… Мы с кумой Светой хотели его найти, но поздновато прибыли на место. В её беглом испанском не нашлось слова «слюда», чтобы спросить местных знатоков. Я вспомнил слово «слюда» по-английски («muscovite»), но это нам не помогло. Наконец разобрались, что слюда по-испански «mica» (да и по-английски тоже), но до Templo de mica от пирамид чапать и чапать - а времени не хватало. Я потом полез в интернет, но ничего про эту слюду не нашёл, кроме книги Эриха фон Дэникена. Странно как-то. Ну а у Дэникена всё как всегда просто и понятно: гигантские древние электрогенераторы, инопланетяне… Тоска и никакой романтики.
Но уж на пирамиды-то мы с женой слазили. Начали с Луны. Она поменьше, но покруче. А макушка, опять-таки, на реставрации. Мексиканцы, по моему впечатлению, не большие пешеходы, да и ростом невелики. Где камчадал взбегает на пирамиду по-козлиному, местный народ ка-раб-ка-ет-ся.
Со мной, конечно, был бинокль и компас советского школьника. Ну, хотя бы затем, чтобы убедиться: пирамиды действительно сориентированы не на север-юг (как майянские), а с отклонением на… кажется, 22°. Просто так древние строители ничего не ориентировали, но куда целились в этот раз - неясно. (Да, кстати: лавовые породы Тепостлана и Теотиуакана не отклоняют магнитную стрелку. В отличие от камней вулканов Горелого и Мутновского, при внешней схожести.)
А в бинокль открывались просторы и подробности. Как вот эти деревья.
Над пирамидами по утрам катают на воздушных шарах. Но мне совсем не хочется. На шаре мы уже летали в Каппадокии; а пирамиды - ну не за тем их возводили, чтобы поплёвывать на них сверху. Ну обидно же - за пирамиды.
На этом фото слева виден некий жёлоб, круто ведущий с верху пирамиды вниз, к самому подножью. Водосток? Мне нравится слово «эвакожёлоб». Но нет, никто по нему не съезжает, а вниз спускаются с ещё большими трудностями, держась за перила. (Я не о себе :)
Конечно, в Теотиуакане большая сувенирная торговля - и палаточный рынок, и с портативных лотков. Тайком сфотал товар одного торговца (тайком - чтобы не платить за фото). Тут и глиняные свистульки-ревульки (имитирующие рёв ягуара), и изделия из самоцветов, прежде всего обсидиана… Странно, что в Мексике ценят обсидиан (особено золотистый - он правда очень красив), но обижают чёрный оникс. Даже предупреждают от ониксовых подделок. В Турции - всё наоборот: чёрный оникс вставляют в перстни, а обсидиан - его дешёвая имитация… Сувенирные ацтекские календари, стеклянные пирамидки, маечки, копьецо с уродливым обсидиановым наконечником. (В неолите вулканическое стекло обрабатывали не в пример аккуратнее, не говоря уж об ацтеках и майя.) «Нефритовые» и др. "самоцветные" мозаичные маски, шляпы-сомбреро… И - обязательно лук и стрелы.
Почему лук и стрелы? Почему многие покупают именно лук и стрелы? Кума мне этого не объяснила, но объяснение вскоре нашлось.
На пирамиду Солнца вход оказался по очереди (потому как выходной день). Стоять у подножья оказалось совсем не в тягость, мексиканцы - приятный, непосредственный и интересный народ, разглядывай и любуйся. Тем более, что солнышко (не иначе по просьбе пирамиды) забежало за облачко.
Народ с пирамиды спускался так долго, что только так и стало понятно, сколько же там помещается людей. А потом стали впускать наверх нашу колонну. «Табор уходит в небо», - вспомнила жена название кинофильма.
Но подняться наверх позволили не сразу, а с остоем на каждой ступени. Так что сам подъём не вызвал даже лёгкой одышки.
Но поди пойми, зачем в эту погоду мексиканские девушки надевают меховые сапоги? Носят сапоги многие, и мех настоящий. Кума говорит - мода такая. (А профиль дяденьки в шляпе напомнил мне дорогого генерального секретаря КПСС эпохи 1970-х.)
И тут (нет, не тут, а на спуске) мою супругу посетило дежавю. В 1988 году ей, худенькой девушке, посчастливилось посетить Мексику по комсомольской путёвке. И теперь вспомнила она себя, взбирающуюся на вершину пирамиды Солнца, сжимая в руке лук и стрелы. «Правда, о чём я просила Солнце, не помню…» Ну да. О чём могла просить Солнце незамужняя девушка 25-ти лет? Сжимая в руке лук и стрелы? На следующий год после того мы с ней и познакомились. И теперь, снова стоя на вершине, она могла бы приподнять меня за шиворот и предъявить Солнцу: вот! Но это она вспомнила чуть позже, а пока адресовала мексиканскому Дажьбогу какой-то другой заказ.
А мне (трофею несведущему) никто не сказал, что у Солнца можно что-то просить. Но как и все вокруг, я обратил вверх лицо и ладошки и проговорил первое, что взбрело в память: «Солнце светлое и трисветлое! Всем еси светло и хорошо!... - Дальше я забыл исходный текст и продолжил из другого, не менее авторитетного источника: - Да святится имя Твое!» Ну и ладно. Ибо сказано: ничего не просите. Бог и сам всё знает.
На этой картинке - вид с вершины Солнца на Луну.