Дела юкатанские: Чичен-Ица

Dec 13, 2014 00:03

12 декабря - национальный праздник Латинской Америки - именины Девы Марии Гваделупской, для них это больше, чем для нас день Богородицы Казанской.
Ну так я продолжу свой юкатанский отчёт, вдруг кто да заглянет в мой журнальчик. Проснувшись в Мериде, вскоре мы были в Чичен-Ице. Той самой, которую швамбраны обзывали «Чечевицей», с которой мечтают связать корни отдельные апологеты чеченской нации… На самом деле в названии спрятано слово «колодец», колодец духов, колодец смерти, Колодец Рептилии. А ицы - племя, хранители этого священного колодца. Рептилия, разумеется - сам Пернатый Змей, Кецалькоатль, по-майянски Кукулькан. (Не по-тюркски.) Кто не видел Пернатого Змея? Так посмотрите ночью на небо: Млечный Путь - это он и есть. (Потом уже ацтеки отождествили небесного змея-создателя с одним из своих вождей.)
Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице.


каменные головы клыкастых рептилий - ими в Чичен-Ице украшен чуть не каждый угол.


И черепа - в таком количестве они перестают пугать и начинают американски улыбаться.


Игра в мяч была любима индейцами повсеместно, но Чичен-Ица явно была спортивной столицей: здесь найдено 13 (тринадцать) таких стадионов, один из которых - самый большой на континенте. (Речь не о футболе, а об игре пок-та-пок).


На достойном месте помещён Чак-мооль: напомню, что это не имя божества, а архетип статуи… (или лежуи?)… архетип скульптуры. Как если бы археологи раскопали в городах Евразии множество лысоголовых истуканов с протянутой рукой и, не зная, кого они изображают, уговорились бы называть их "Усейн-болтами".


Напомню ещё, что майя имели фонетическую письменность. И только майя, из всех индейских народов, насколько это известно. Умельцы ацтеки упростили майянский календарь, переняли майянскую бумагу, но писали на ней не словами, а - комиксами.

Колодец Рептилии в Чичен-Ице сохранился. Но репутация его такова, что туристов купают в другом колодце, в глубоком, прохладном и просторном сеноте Ик Киль. Говорят, название это переводится как «Место, где рождается ветер». Наша группа попала туда в многолюдный полдень, что, конечно, снижает торжественность и священность.


Но когда плывёшь на спинке, глядя в пронебесную зияину - это всё-таки обалденно.


Нам столько всего рассказывали - не упомнишь; столько всего показывали - не перепокажешь. Мне всё нравилось, я был счастлив.
Обсерватория. До неё рассказ гида, кажется, не дошёл (или я прохлопал). Но она там. Я видел.

Мексика, Фото

Previous post Next post
Up