Несколько фоток и слов вдогонку

Sep 07, 2014 23:27


Я ходил сегодня на разведку - искать место расположения батареи Красного Яра (№4), а на обратном пути сфотографировал «Инкогнито под плащом» - это действительно памятник В. С. Завойко, опирающегося на символическую пушку. Он поставлен на берегу Култушного озера, в непосредственной близости от памятников Ленину и апостолов Петра и Павла.


Дни у нас всё ещё юбилейные. Завтра 160 лет как англо-французская эскадра покинула Авачинскую бухту (и захватила, как утешительный приз, суда «Анадырь» и «Ситха»). А в Петропавловске праздновали победу. Слово Дмитрию Петровичу Максутову, герою сражения:

«25 августа пароход отправился в Тарьинскую бухту, имея на буксире 3 барказа, хоронить своих убитых. На эскадре день и ночь слышен был стук от плотничных и конопатных работ и замечено исправление рангоута и такелажа. Пароход возвратился в ночь на 27 число. Утром в 7 ½ часов эскадра снялась с якоря и вышла в море. Ровный попутный ветерок подгонял ее, и она скоро скрылась из вида. Сборы в путь были очень вялые. Медленный подъем больших гребных судов, беспорядочная постановка парусов и пр. доказывали, что на эскадре громадные потери в людях. По уходе эскадры люди отозваны были с батарей и собрались в соборе, где был отслужен благодарственный молебен. Нечего тебе говорить, с каким чувством молился каждый из нас, это понятно всякому. Затем команды собрались в казармы. Завойко поздравлял их, выпил чарки за здоровье царя и их, и потом пошло то, что обыкновенно бывает, когда люди предоставляются самим себе. Семейные торопились встретиться с своими семьями, покинувшими город. Пьяницы валялись по канавам и кустам и т. п. Офицеры собрались на обед к губернатору. Обед был самый одушевленный и живой, наша дружная семья собралась в первый раз после боя, и всякий имел что-нибудь рассказать. После обеда губернатор пил за наше здоровье, мы пили за его, орали, кричали «ура!» и пр. Наконец, когда все приутихли, Завойко сказал, что т. к. дело кончено, то нужно об этом послать донесение в Петербург, и он желал бы знать, на кого упадет общий выбор иметь эту честь. «Разумеется, Максутов», - пробасил Изыльметьев, командир «Авроры». «Максутов, Максутов», - подтвердили все, кроме одного [самого Д. Максутова], который побледнел и не поддерживал этого предложения. Завойко благословил меня, поздравил и поцеловал, а затем поздравили меня и целовали остальные мои товарищи».

Мне казалось, будто я встречал указание, что один казак на радостях упился вусмерть. Искал, искал - нашёл, но не тогда. Видите, над стеной с графиттями частично виден памятник, он называется «Слава».


Изначально памятник стоял на запирающей гавань косе, а историю его установки изложил англичанин Фрэнсис Гилмард. (Неудивительно, что врач по образованию.)
«Вечером 23 сентября мы снова оказались в гавани Петропавловска. В порту находился русский военный корабль "Африка", осуществляющий охрану Командорских островов и дозор побережий, а также "Александрия", пароход Сан-Франциско, который ежегодно приходит в Петропавловск забирать меха. Пока мы путешествовали по полуострову, "Африка" и "Вестник" освятили памятник в честь битвы августа 1854. Этот памятник, обелиск приблизительно двадцать пять футов высотой, был установлен "Вестником" в предыдущем году на косе, образующей естественный волнорез гавани, материалы для него (памятника) привезены из России. Он каменный [чугунный на самом деле], выкрашен черным и увенчан золоченым "моргенштерном" и крестом. На восточной грани - надпись по-русски: -

В память павших
при
отпоре нападения англо-французского флота,
20 и 24 августа 1854.
А на обратной стороне: -

Поставлен в 1881.

Перед освящением матросы прошествовали к небольшому огороженному погосту, где под тремя крестами похоронены рядом русские, французы и англичане. Здесь длинная молитва была вознесена над русской могилой; но когда капитан "Вестника", из уважения к представителям с яхты ("Марчизы"), пожелал, чтобы поп провел ту же церемонию над французской и английской могилами, тот наотрез отказался! (* Я должен сказать, что русские офицеры были возмущены этой неучтивостью и пришли на яхту извиниться за соотечественника, которго охарактеризовали как "невежественного крестьянина".) Потом состоялось открытие памятника (снятие пелены); команды русских судов выстроились в шеренгу, и был дан королевский салют. [21 выстрел.] Мероприятие завершилось обедом, данным на борту «Вестника», и большой пьянкой петропавловцев, приведшей к смерти казака на следующий день».

(The Cruise of the Marchesa to Kamschatka & New Guinea: With Notices of Formosa, Liu-Kiu, and Various Islands of the Malay Archipelago, Francis Henry Hill Guillemard)

Правый фланг композиции - фрегат «Аврора» и одуванчик. Есть возражения по одуванчику?))

Крымская война на Камчатке, Петропавловск, Фото, Вдогонку

Previous post Next post
Up