Как я съездил на Урал (окончание)

Dec 04, 2012 11:36

Во-о-от. Интрига с результатами Крапивинской премии благополучно дотерпела до понедельника 26 ноября, провозглашение и награждение лауреатов состоялось в пресс-центре Комсомольской Правды (в ознаменование заслуг этой газеты перед премией). А я бы, честно, не сильно бы расстроился, если бы остался без медали. Бы. Во-первых, финалист - это уже огого. Во-вторых, все софиналисты мне тоже зверски нравятся. В-третьих, лучший мой подарочек - это встреча с самим ВПК. Более того, он мне книжку подарил, во! (И в ней есть повести нечитаные.)


Так ведь и медаль-таки дали. А я даже и не сплясал - вообще осознание запаздывает. Список медалистов Международной детской литературной премии имени Владислава Крапивина 2012 года таков, если кто не знает (цитирую СМИ):
1 место: Павел Калмыков (Россия, г. Петропавловск-Камчатский) за произведение «Клад и другие полезные ископаемые».
2 место: Наталья Евдокимова (Россия, г. Санкт-Петербург). «Конец света».
3 место: Измайлов Наиль (Идиатуллин Шамиль) (Россия, Москва). «Убыр».
4 место поделили две призера:
Ильмира Степанова (Россия, г. Санкт-Петербург). «Башо».
Эдуард Веркин (Россия, Иваново) «Облачный полк».

Медали Дарья Крапивина вручала - не только прямой потомок Командора, а и флагман отряда «Каравелла», человек разноообразных талантов.
Нафотографировались мы там, интервей.. интервьёв… интервью надавали. (Где-то они теперь, наши интервьи… интервью?) И отправились на последнее совместное мероприятие, в Свердловскую областную библиотеку для детей и юношества. Ту самую, где лестница помнит Маяковского.
Вот шагают и активно общаются Наиль Измайлов (Шамиль Идиатуллин) и Светлана Лаврова.


А вот образец взаимоподдержки в детской литературе (Веркин, Измайлов, Калмыков, анонимный пенёк):


В библиотеке нас опять поздравляли и всяко развлекали детскими силами. И нам мини-спектакль про Золушку, и марши барабанщиков легендарной «Каравеллы»,


и капелла мальчиков и юношей.


Капелла насилу встроилась в сценическое пространство, стеснившись по диагонали, их выступление мне шибко понравилось. (Хотя в школьные годы я не любил петь хором. Зато любил в дошкольные и в послешкольные. Почему-то в детском саду музрук ругалась, что мы поём «кто в лес, кто по дрова», а в студенчестве оказалось, что именно так петь и полагается, и это называется «канон».)
Пода-арков надарили! На каждого одариваемого видеопрезентацию сделали.


Презентуя Веркина, показывали кинохронику партизанских боевых будней. А в честь Наиля Измайлова - знаменитый буктрейлер его «Убыра». И было совершенно ясно, что именно эта книга и получит (уже получает) наибольший читательский спрос. Вообще-то детишкам в зале было скучновато (ну что там: писатели сами сидят как гости, а выступают издатели да спонсоры), и детишки были - не добровольно сбежавшиеся на встречу читатели, а те самые юные артисты. Но с каким жутевосторгом они впились в экран с Наилевымы убырами! Эти глаза! Раскрытые рты! Я фотоаппарат не взял, а вот жаль, стоило бы увековечить!

И в тот же вечер начала сбываться моя ещё одна давняя мечта - побывать в Ирбите. Двадцать два года спустя. «Если мои родители встретились на острове Карагинском, то родители моих детей повстречались в Ирбите» (на встрече с читателями сказанулось). Повезла меня в Ирбит Светлана Лаврова, такая же в него влюблённая и также написавшая о нём сказку. Светлана пишет сказки о всех странах и городах, где побывала, а уж Ирбит - город из самых сказочных. На месте же нас встречала, и привечала, и всё организовала Ольга Хохлова - лучший представитель племени библиотекарей.
Напомнюсь: моя повесть об Ирбите называется «Ветеран Куликовской битвы, или Транзитный современник». Благодаря усилиям журналистки Св. Ураловой эта книга знакома в городе, которому посвящена.
Читателям в школе №9 мы картинки показывали, песенки крутили - про Сонного Рыцаря, про воробьёв, тоже с иллюстрациями.


Похоже, скучно в зале не было.


Но должен признаться, это не моё выступление так развеселило публику. А видеоролик, который школьники снимали по мотивам «Ветерана» - не в декорациях голливудских, а непосредственно на месте действия, у стен Зязинской мельницы. (У меня ролик, тьфу, не открывается, то ли файл повреждён, то ли кодек какой хитрый. Разберёмся.)
И девушки в Ирбите красивые.


Моя бывшая начальница - хирург Нина Ивановна Завадская.


Сколько раз на дежурствах приходилось вызывать её на помощь, и в любом часу ночи она прибегала танцуя, со счастливой улыбкой, как будто этого вызова только и ждала с нетерпением. Она мечтала о дочке, а родила трёх сыновей, после чего, убедившись, что у мужа «нет таких семечек», взяла ещё девочку из роддома. А сейчас в семье не всё хорошо. Один из сыновей осуждён по наркотическому обвинению; Нина Ивановна говорит, что имеет доствоерные доказательства его невиновности, но что у неё нет сил пробить закольцованные сплетения судебной власти. Я не посвящён, не могу даже иметь суждения о сути дела, и тем более никак не могу помочь. В общем, не только безмятежно добрые сказки сказываются в Ирбите.
Большая часть заводов закрыта. Мотоциклов на улицах нет - это в Ирбите-то нет мотоциклов! Хотя памятников мотоциклам теперь уже два. Памятников ПО мотоциклам.
Сретенская кочегарка завода автоприцепов снова освящена как церковь, увенчана голубым шатром и золочёной маковкой, но до жизнеспособной реставрации ещё далеко.
Совсем немного мне успелось пробежаться по городу.


Хотел зайти со Светланой Лавровой в поликлинику, где, было, вёл хирургический приём (и где вела такой же приём Наталья Богатова, героиня повести про Ветерана). Послушать эхо в сводах первого этажа, подняться по деревянной винтовой лестнице. Так нет, здание закрыто, а вход замурован. Что-то там будет? Не мемориал ли имени Натальи Михайловны Богатовой? (Над указующим пальцем во втором этаже и был хирургический кабинет):


А это - в музее народного быта. Нас там угощали блинами из кирпичной печки, да со сметаной, да под наливочку. И граммофон заводили - любимую песню Ельцина про Уральскую рябинушку. Экскурсию провёл Валентин Александрович Живулин - надо приводить экскурсии уже затем, чтоб его послушать, просто уши расцветают от удовольствия. Где-то непринуждённо вплетаются в рассказ сведения о погоде в столице Корякского округа - Палане и - в честь моего присутствия - цитаты из «Ветерана К.б.».


Валентин Александрович до недавнего времени был главред в газете «Восход»; не знаю, как без него в газете, а вот кто бы другой такую экскурсию провёл? Хотя в Ирбите немало людей увлечённых и отдающих себя городу. А вот знаете вы историю (мне её несколько раз рассказали), как в Ирбите недавно подлинник Рубенса обнаружился? Света Лаврова успела сбегать в галерею повидаться с Рубенсом, пока я обнимался со старыми друзьями (ладно: с подругами. Жена не в обиде - это и её подруги тоже!)
И под занавес короткого дня только и успел глазом глянуть на Пассаж.
«Пассаж - ирбитский Нотр-Дам,
Не поддающийся годам!»
Скоро полтора века старику. Вон он - на заднем плане высится. А на переднем плане вышусь я и пытаюсь возвысить также и Светлану Аркадьевну.


Последний кадр моего репертажа - ирбитские свиристели, тучкой кружившие у сиреневого сквера.


Света сказала: «Свиристелем начиналось путешествие, свиристелями оно и заканчивается».
Вот так я и съездил на Урал :)
Уфф.

Ирбит, Очерк, Писательское, О птичках, Фото

Previous post Next post
Up