Я когда-то давно читала практически всего Ремарка. Но так как в сообществе
loversbooks к совместному прочтению была предложена именно эта книга, решила проверить свои тогдашние впечатления. Существует мнение, что Ремарка, как и Дюма, нужно читать в молодости. Многие Ремарка вообще не воспринимают, считая его стиль упрощенным, а многочисленные романы - бесконечно повторяющимися вариациями на одну и ту же тему. Главные герои этого романа - Клерфэ и Лилиан - практически идеальны для увлекательной юношеской литературы.
Он - гонщик, как мы понимаем, участник "Сопротивления", в меру загадочен - мы так и не узнаем его имени (кстати, Ремарк вообще не описывает своих героев, читетель волен представлять их себе, как заблагорассудится, и от этого усиливается ощущение архетипичности истории). Она - великолепно красива, смертельно больна, цинична и женственна у девушек книги Ремарка должны быть настольными - в качестве руководства "Как быть неотразимой и влюблять в себя мужчин" На этом конфетно-романтический антураж заканчивается, потому что, как почти всегда у Ремарка, все здесь дышит смертью, напоминает о ней, является ее аллюзией. Герои или находятся на грани, или уже перешли черту. Ремарк прост, лапидарен, и от того трагичен. Трагичен, как Шекспир, потому что только жизнь и смерть, любовь и кровь - единственно, обнаженно абсолютны.