Фильм 1988 года "Последнее искушение Христа", снятый Мартином Скорсезе, был в своё время запрещен в ряде христианских стран. Его первоисточник - роман греческого писателя Никоса Казандзакиса. Получил противоречивую критику, от "гениально" до "полный провал". В фильме Скорсезе, вслед за автором романа, пытается исследовать двойственную природу Христа - бога и человека. Нужно признать, что это скользкая дорожка, потому что у каждого из нас - свой Христос (а у кого-то, может быть, его вообще нет), да и дискуссии о процентом соотношении божественного и человеческого у Мессии привели к расколам в христианских церквях. Таким образом фильм представляет собой ещё одну интерпретацию евангельской истории.
Моё впечатление от фильма противоречивое, и основные мои претензии - к первоисточнику. Интерпретация чувств Христа до того момента, когда он призывает учеников - трусость. Он, якобы, обуреваем желаниями и грехами, и не следует тому или иному пути из трусости. Ну вот уж нет! Что угодно, но не это (но это моё личное мнение). Поэтому мне больше всего понравилась именно средняя часть фильма, когда после искушений в пустыне Христос твёрдо и смело следует избранному пути. Ну и, собственно, само последнее искушение, сути которого писать не буду - смотрите фильм сами, и из-за него, в прочем, фильм и был запрещён. Этот сюжетный поворот, на мой взгляд - чушь и безудержный полёт фантазии автора романа. Ну и вопрос, кем всё же является Христос, так и не решён (чего и следовало ожидать) - фильм пытается балансировать на грани, но, по-моему, не очень успешно.
Теперь о хорошем. Потрясающая игра актёров и неожиданный кастинг. В роли Христа - Уиллем Дефо, Иуда - Харви Кейтель (есть ещё Дэвид Боуи, но его там совсем не узнала, пришлось искать в Википедии, и вам тоже писать не буду - пусть будет сюрпризом). Уиллем Дефо (зелёный Гоблин из Человека-паука) потрясающий в этой роли - он временами прекрасен, временами - ужасен (как и положено богу). Иуда Кейтеля - тоже безусловная удача. И, нужно сказать, интерпретация предательства Иуды здесь очень неожиданная и убедительная. Ещё отмечу интересный визуал в передаче исторического быта людей - камерно и без излишней помпезности