Дэвид Дойч. Начало бесконечности

Jul 08, 2019 22:47


Наконец-то я сделала это - прочитала книгу Дэвида Дойча "Начало бесконечности". Заняло это мероприятие у меня пол года (упс) - и книга немаленькая, и, бывало, засыпала через три минуты после начала чтения (не потому, что скучная, просто уставала сильно, но и поэтому тоже). Еще меня подвела моя привычка читать книги, не читая аннотаций к ним, чтоб, так сказать, с чистого листа... Нет, конечно, когда я добавляла Дойча в свои хотелки, я знала, про что она, но давно забыла. Так, хватит предисловий. Где-то на трехсотой (электронной) странице я начала подозревать, что это не простой научпоп. Автор писал в общем-то о знакомых вещах, но как бы обо всём и подводя под это всё философскую базу. По крайней мере, я узнала новое слово - "парохиальный" (правда, сразу забыла, что оно значит).Где-то на семисотой странице стало интересней - там Дойч начал писать про эвереттовскую интерпретацию квантовой теории. Напомню, чтоб вам было ясно, что в копенгагенской интерпретации Бора и Хайзенберга Гейзенберга кот ни жив, ни мертв (как персонаж из "Анжелики" - Меццоморте - "полумертвый"). А эвереттовская интерпретация - она с точки зрения кота. Потому что кот (т. е. наблюдатель) всегда остается жив - в какой-либо вселеннной. Потому что эта интерпретация - многомировая (с кучей параллельных вселенных). Вот такие пироги с котятами.
Все-таки пришлось лезть в википедию (ну где еще умный человек может взять знания), узнавать, что Дойч не просто какой-то физик-теоретик, но еще и на звание философа претендует. Э... ну как вам сказать... Когда он пишет про квантовую теорию - все в порядке, когда про остров Пасхи (да, и про это тоже) - мне лично тоже интересно. Достаточно убедительно отстаивает ценность демократии как строя, в котором путем всеобщего обсуждения можно - нет, не выбрать хорошего правителя, а сместить старого в качестве исправления ошибки. Когда про теорию мемов Докинза - нудно и скучно. И примитивно. А вот когда спорит с биогеографической теорией (Ратцеля, по-моему), то совсем плохо получается. Потому что, с его точки зрения, объяснять успешность цивилизации её географическим положением - это расизм. А по-моему, утверждать, что люди в статических обществах не способны к творческому мышлению (потому что сплошь болваны), а вот в динамических (читай демократических) - сплошь да рядом и креативные, и творческие, и критические (утрирую, конечно) - еще больший расизм!

наука, научнопопулярное

Previous post Next post
Up