«... - самый распутный из композиторов. Впрочем, его распуство не злонамеренно. Скорее, он напоминает большого ребенка с утомительной склонностью переодеваться в Генделя или Бетховена и долго издавать невыносимый шум».
Бернард Шоу о Йоганнесе Брамсе
«В ... симфонии есть чем восхититься, но сложно сохранять восхищение на протяжении трех долгих четвертей часа. Она бесконечно длинна… Если эту симфонию не сократят, она, безусловно, будет забыта».
О Героической симфонии Людвига ван Бетховена.
«... - это едва ли нечто большее, чем просто собрание шансонов и куплетов… музыкально эта опера не сильно выделяется на фоне сочинений Оффенбаха. Как произведение искусства ... - полное ничто».
О "Кармен" Жоржа Бизе.
«Прелюдия к ... напоминает мне старинный итальянский рисунок одного мученика, кишки которого медленно наматывают на вал».
О "Тристане и Изольде" Рихарда Вагнера
«... можно было бы озаглавить „Какофония в пяти актах и семи сценах“».
Не повезло "Борису Годунову" Модеста Мусоргского.
"... - характерный пример современного музыкального уродства. У ... явно не задался вечер - несчастную тварь то истирают и перемалывают духовые, то она тихо ржет флейтой, избегая даже намека на успокоительную мелодию, пока ее страдания не передаются и публике. Эта музыка полна диссонансов, как нынче принято, и эти эксцентричные эротические спазмы свидетельствуют лишь о том, что наше музыкальное искусство находится в переходной фазе. Когда же придет мелодист будущего?»
А это - "Послеполуденный отдых Фавна" Клода Дебюсси.
«Сочинения мистера ... принадлежат не искусству, а миру патологии и фармакологии, ...заслуживают отдельных проклятий."
У Прокофьева вечер доже не задался.
«Если бы в аду была консерватория... и было задано написать программную симфонию на тему семи египетских язв и если бы была написана она вроде симфонии .… то он блестяще выполнил задачу и привел бы в восторг обитателей ада»
Цезарь Кюи прикладывает Рахманинова.
«... - сочинение некогда приличного композитора, заболевшего умственным растройством».
„Прометей“ Скрябина
«Весь корпус сочинений ... представляет собой пеструю смесь напыщенных гипербол и мучительной какофонии. Остается лишь догадываться, как Жорж Санд может тратить драгоценные минуты своей восхитительной жизни на такое артистическое ничтожество, как ...».
Отзыв о Фридерике Шопене меня добил.