Творчество венгерского композитора-авангардиста Дьёрдя Шандора Лигети (1923 - 2006) уже стало новой классикой нашего времени, далеко выйдя за рамки формального музыкального эксперимента. За первобытным звуковым хаосом кроется тончайший рассчет, стройная музыкальная конструкция, основанная на изобретенной Лигети технике микрополифонии. "Многоголосный строй не просвечивает, он остается скрыт в микроскопическом, подводном мире, неслышимом для нас". Ритмический строй музыки, состоящий из независимо движущихся слоёв, близок к технике "фазового сдвига" еще одного авангардиста, Стива Райха (подробнее - здесь
http://callisto-13.livejournal.com/91871.html).
Фортепианные этюды Лигети давно входят в обязательные конкурные программы пианистов и предъявляют высочайшие требования в плане владения инструментом.
В этюдах Лигети нашли
отражение новые концепции временного процесса, изначально ориентированные на неевропейскую систему пространственно-временных координат. На смену произведению-структуре приходит произведение-процесс, при этом развитие настолько ровно, логично и предсказуемо, что психологически не воспринимается как целенаправленное продвижение вперед, возникает парадоксальное восприятия музыкального процесса как статики.
Этюд "Беспорядок" (Désordre)является прекрасным образцом воплощения в музыке теории хаоса и особенно её частного случая, носящего название «эффект бабочки», когда незаметные поначалу ритмические расхождения приводят к колоссальным и совершенно непредсказуемым результатам.
"Лестница дьявола" (L`escalier du diable) - естественно, № 13 - токката с постоянно меняющимся, словно извивающимся ритмом.
"Головокружение" (Vertige) представляет собой вариант решения проблемы: как музыкальными средствами изобразить спирали, которые можно наблюдать в природе (в текучих средах, в растениях, в галактиках, в ДНК и т.д.). Парадокс спирали: при постоянном визуальном эффекте движения реального движения не происходит, и сама спираль остаётся на одном месте. В результате непрерывного многослойного ниспадающего хроматического движения, в Vertige словно образуется гигантская акустическая воронка, которая магическим образом засасывает слушателя, приковывая его внимание.