ПЕРМЬ-36 Вещь-метафора. Конструкция, на которой крепятся нары - говорит сама за себя

Oct 30, 2010 16:55




Лето позади. Сегодня 30 октября - день политзаключенного. А это Пермь-36.  Бывшая политическая зона, а ныне уникальный музей политических репрессий, внесенный Юнеско в список объектов под охраной http://www.perm36.ru/. Мы побывали там этим июлем. Дивно красивое и страшное место Кучино (120 км от Перми), откуда за 40 лет не удалось сбежать ни единой душе. Тут держали самых опасных для советского режима людей. Для них советский режим и придумал зоны особого режима. Камера-клетка. Окна с "намордниками". Прогулочный двор - цементный колодец с прямоугольником неба  3х4 м. Люди не знали, куда их привозят и где они находятся. Один диссидент-орнитолог лишь по пению птиц определил через несколько месяцев заключения, что он сидит в Приуралье. Пропускной пункт, уже тогда оснащенный по последнему слову техники (при вывозе леса с зоны водитель откючал мотор и специальные датчики определяли сердцебиение - поэтому все попытка зека бежать, закопавшись в дрова или закатавшись в покрышку шины, были напрасны). Шесть рядов ограды - тоже с датчиками - на вибрацию, на тепло, "путанка" (колючая проволка, которая обваливается на голову при попыьке приближения к ограждению). Над этим инновациями трудился целый отдельный гэбэшный институт в Москве. 
На зоне Пермь-36 уже на нашей с вами памяти  сидели Сергей Ковалев, Михаил Мейлах, Анатолий Марченко, тут погиб в 1985-м году великий украинский поэт Василь Стус....Его кандидатура была выдвинута Генрихом Беллем на Нобелевскую премию, Стус был в это время за решеткой на зоне. За несколько месяцев до заседания Нобелевского комитета он погиб в штрафном изоляторе при не выясненных до сих пор обстоятельствах. Как известно (и было это известно и властям в том числе), Нобелевский комитет рассматривает кандидатуры только ныне живущих авторов.... 
Мы все читали книги. Но это другое. Это пространство, в котором непременно нужно оказаться физически, чтобы порами кожи именно физически почувствовать одну тысячную того, что чувствовали люди, которые находились там за нашу и вашу свободу и то, что чувствуют наши соотечественники, которым и сегодня приходится (и судя по событиям последних дней еще годами придется) испытывать на себе российское правосудие. "И нам сочувствие дается ...". В общем,  если у вас есть возможность доехать до Перми - сделайте это обязательно. И берите с собой детей. 
 
Previous post Next post
Up