Оказалось, что в июне 2018 года я все еще читала биографию Джеймса Джойса.
Все ещё июнь и воспоминания о Блумсдей ещё свежи, как, собственно, и мои надежды когда-нибудь побывать в Дублине. Кажется эта биография Джойса переезжала со мной уже 2 раза, а я ее только в этом июне начала читать. Она ведь доступна, всегда под рукой в отличие от библиотечных книг, которые нужно вовремя отнести назад.
В следующем году будет 60 лет с тех пор, как она написана Ричардом Элманом (1959) - это к вопросу о продолжительности трудов гуманитариев.
Одним из моментов моих одновременно ужаса и восхищения правдивым описанием была "достоевская", как ее характеризует Элман, сцена семейной драки, которая началась с попытки пьяного отца задушить мать. Орущие дети бросились между ними, но спас мать подросший Джеймс, который сзади прыгнул на отца, свалив обоих родителей на пол и дав возможность матери убежать, прихватив младших детей, к соседям. Семья была огромна, Джеймс как-то впоследствии шутил "мои 23 сестры".
Элман все-таки и сам по себе писатель. Удивительно, насколько близко воспринимаются некоторые пассажи! Пиша о близорукости Джойса в детстве-юности, Элман отмечает, что привычки его были не таковы, как у большинства страдающих миопией: он не всматривался сощуриваясь в лица людей, но и очков не носил, взамен этого делая безразличное лицо.