Оригинал взят у
zimorodoc в
Carlo Crivelli (1430-1495)."Венецианец". Мадонна с ласточкой.
Карло Кривелли (Crivelli Carlo) (1430-1495) родился в Венеции и начальное обучение живописи прошел в известных мастерских Виварини и Якопо Беллини. Потом художник предпринял путешествие в Падую, где учился в художественной мастерской Скварчоне вместе со знаменитым Мантеньей. В 1457 году Кривелли окончательно покидает Венецию и отправляется в Дзару; там он жил до 1465 года, а потом навсегда обосновался в Марке. Именно здесь Кривелли стал признанным мастером и обрел большую мастерскую, в которой выполнял многочисленные заказы для церквей и монастырей.
Поклонение пастухов. 1480
Вот как пишет о Кривелли Александр Бенуа в книге "История живописи": "Карло Кривелли принадлежит к венецианской школе по происхождению и образованию, но деятельность его протекла почти целиком в Марках. Этот странный, чопорный живописец предпочитает ставить свои жесткие, носатые, точно из дерева вырезанные и в медные одежды закованные персонажи на блестящий золотой фон; иногда же он заполняет воздушное пространство позади них орнаментально расположенными, точно из камня высеченными головами херувимов ("Pieta" в Ватикане).
Богоматерь Страсти 1460 Museo di Castelvecchio
Подобно Бартоломео Виварини, но еще более охотно, Кривелли изливает свою, парализованную требованиями церковного стиля, любовь к природе в изображении "мертвой натуры" - фруктов, овощей. С величайшим усердием вырисовывает он и оттеняет подробности костюмов и всякие сакральные предметы, которые держат в руках его святые: скипетры, молитвенники, кадильницы, подсвечники, чернильницы и прочее.
Мадонна 1480-1486
Всегда подписывал свои работы как "Венецианец" (Carolus Crivellus Venetus), хотя много путешествовал и подолгу проживал разных городах. Работал в Венеции, в Марчезе, Аскони Пицело, и даже в Далмации (ныне Хорватия).
Мария с младенцем.1473
Встречаются у Кривелли и пейзажи в настоящем смысле, но это только в виде исключения. Довольно приветлив мотив, изображенный слева на не вполне достоверной "Мадонне" Веронской галереи: дерево с густой макушкой, зеленый луг, река, горы. Но тут же рядом, справа, мы видим знакомую "скварчионскую" растительность - оголенные деревья, простирающие свои ветви к небу. В картине Страсбурского музея "Рождество" Кривелли неожиданно уделяет пейзажу много места, но снова выдает и свою зависимость от падуйско-феррарских формул. Не будь некоторых деталей, легко было бы принять эту жесткую, точно вычеканенную из металла картину за произведение Дзоппо или Парентино.
Мадонна. 1472.Деталь алтаря.
Лишь в одной из дошедших до нас картин Кривелли удалось создать нечто равноценное, в смысле общего построения, в смысле роскоши "постановки", фрескам капеллы Эремитани Мантеньи или дрезденскому "Благовещению" Коссы. Это в позднем лондонском "Благовещении" 1492 года. Самая тема по традиции требовала сложной декорации. Даже византийцы изображали в данном случае нечто вроде дворца или павильона. Мария, девушка царского рода, будущая Царица Небесная, представлялась художникам не иначе, как богатой патрицианкой, живущей в роскошном или, по крайней мере, изящном, просторном дворце. Но Кривелли довел эту традиционную формулу до предельного великолепия. Справа, в открытой стене" палаццо, между двух богато орнаментированных пилястр, мы видим тесную, но богатую комнату Марии. Расшитый золотом полог отдернут и за ним стоит тщательно прибранная кровать с тремя большими подушками.
Мадонна.1490
Странным контрастом этому изящному богатству является полка над кроватью с ее простым шандалом, с банками, склянками и коробками; но, вероятно, нечто подобное можно было встретить тогда в самых аристократических домах, не знавших еще выдержанности позднейших обстановок. Над дверью в комнату Марии тянется пышный античный фриз, над фризом открывается прелестная, выложенная мрамором лоджиетта, на парапете которой стоят цветы, лежит персидский ковер и чванливится своим сверкающим хвостом павлин. Слева в глубине картины, в довольно правильной, но чересчур подчеркнутой перспективе, уходит улица. Среди нее, как бы не решаясь войти в дом Царевны-Марии, стоит на коленях архангел и рядом юноша-епископ, патрон города, модель которого он держит в руках. Через арку в фоне виден род площадки, замковая стена с окном посреди и, наконец, торчащие из-за нее макушки деревьев. На самом первом плане Кривелли кладет, с явным намерением "обмануть" зрителя, большой огурец и яблоко.
Мадонна с младенцем и небольшой монах-францисканец, который молится
Мадонна со свечой
Любопытно еще раз отметить в этой картине зависимость подобных перспективных композиции от схем интарсиаторов, а следовательно, от уже далеких для данного момента образцов Брунеллески. Приходит на ум и сходство всей композиции с картинами Пахера, Тиролец Пахер мог побывать в Венеции, но не исключена возможность и обратного явления, что Кривелли или венецианцы одной с ним школы перебрались через Альпы на север и там научили местных художников новой строгой науке, как передавать пространство и глубину на плоскости картины, еще до того, как формы возродившейся античности приобрели значение чего-то общеобязательного и абсолютного43. Пахер мог остаться готиком, сделавшись превосходным перспективистом. Это было тем возможнее, что и ренессансист Кривелли и ему подобные художники при всей их верности принципам Скварчионе обладали душой еще вполне средневековой с глубоко внедрившимися церковными идеалами.
Благовещение. 1486 National Gallery
Благовещение Карло Кривелли - один из признанных шедевров итальянской живописи конца XV века. Это большое красочное полотно, написанное в 1486 году в период творческой зрелости художника, вобрало в себя основные достижения искусства Возрождения. По своей стилистике оно напоминает позднюю итальянскую готику.
Благовещение (деталь) 1486
Картина поражает своей особенной праздничной декоративностью, изысканностью рисунка, яркостью насыщенных цветов, строгостью организации перспективы.На картине изображен богатый, густонаселенный квартал города Асколи. Точное перспективное изображение уводит взгляд в глубь работы, привлекая внимание к прекрасно нарисованным деталям второго плана. А на переднем плане - непосредственно сцена Благовещения.
Благовещение. (деталь) National Gallery
Присутствие рядом с архангелом Гавриилом покровителя города Святого Эмигда и надпись под работой «LIBERTAS ECCLESIASTICA» (что значит «свобода церкви») говорит о том, что это полотно не только отображает один из главных моментов жизни Девы Марии, но и заявляет об административной автономии Асколи, его свободе от власти папского престола.Святой Эмигд преклонил колена рядом с архангелом и показывает ему макет города, которому он покровительствует. Архангел заинтересованно смотрит на Святого, но его основная задача - передать Деве Марии Благую весть. Одна рука архангела поднята в благословляющем жесте, в другой - цветок лилии. Фигура коленопреклоненного Гавриила находится перед окном комнаты Девы Марии, интерьер которой во всех подробностях можно рассмотреть через открытую дверь. Мадонна преклонила колена перед аналоем, на котором лежит открытая книга, руки молитвенно сложены на груди. Луч солнца, падающий на ее голову, и голубь над ней говорят о ниспослании на нее Святого Духа. Дева Мария в роскошном красном платье богатой итальянки XV века, на плечи накинут зеленый плащ. На втором этаже над комнатой мы видим на балюстраде павлина, вазы с цветами, узорчатый ковер, пустую клетку, а птица из клетки свободно сидит на стержне, на котором висит клетка. Эта сложная скрытая символика вещей повседневного обихода заимствована художником у нидерландских мастеров. Интересно рассматривать каждый прекрасно написанный фрагмент по отдельности, но, соединенные вместе, они спорят друг с другом по значимости изображаемого. Тем не менее это эклектичное произведение - один из прекрасных примеров итальянской живописи конца XV века".
Сцена передачи ключа : на троне Мадонна с Младенцем Христом, Святой Петр с ключом 1488с ключом.
Карло Кривелли жил, занимался живописью и творчеством в эпоху раннего Возрождения, но предпочитал писать религиозные сюжеты в старом стиле. Произведения живописца Карло Кривелли тесно связаны с готикой и отмечены чертами героики и триумфа феодально-рыцарской культуры.
Мадонна. Фрагмент алтаря.1475
Явной художественной зрелостью Кривелли пронизан могучий трехъярусный алтарь из собора в Асколи (1473 год). Художественный шедевр соткан из утончённой пластической модуляции, композиционного ритма, скрупулезного изложения сюжетов и фантазии в совокупности с пышной элегантностью одежд и лёгких движений рук. Не менее значимой работой Карло Кривелли является «Триптих» из ц. Санта-Лючия в Монтефьоре делль’Азо (часть неизвестного полиптиха).Данные величественные произведения выказывают самобытный предел выразительных способностей мастера, за которым таится стилистический отход к более манерной и декоративной живописи. Например, «Мадонна со свечой», «Святые».
Распятие с Девой и Св. Иоанном Евангелистом 1486
Писал преимущественно алтарные картины с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Картины Карло Кривелли графичны, мало эмоциональны и продолжают тенденции живописи готического искусства; изобилуют изображениями ковров, драгоценностей, декоративных гирлянд. Большая коллекция его работ находится в Лондонской Национальной галерее. Умер Карло Кривелли в 1495 году в Камерино близ Марчезе.
Святой Франциск собирает кровь Христа 1490-1500
Плач по мертвому Христу. 1485 Museum of Fine Arts (Boston)
Главный алтарь собора Асколи, полиптиха, средняя верхняя доска: Оплакивание Христа 1473 Dom Sant' Emidio
Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами. Деталь алтаря.1472
Панель алтаря справа: Святой Георгий и дракон 1490
Святой Себастьян 1490-1491
Мария Магдалена 1480-1490
Имя Карло Кривелли (сына неизвестного венецианского художника Якопо) впервые упоминается в 1457 году при обстоятельствах его осуждения в Венеции за прелюбодеяние. Нет данных об образовании Карло, но если отталкиваться от его первой подписной работы («Мадонна»), то прослеживается схожесть по декоративности и изобретательности со страстной падуанской живописью середины XV века, в которой еще чувствовалось преобладание Скварчоне, но уже и проглядывалась склонность к новшествам Ренессанса. Ренессанс был доставлен тосканцами (
Липпи и
Донателло) в Венето, предвосхищая появление Мантеньи.
Створка алтаря. Святая Екатерина. 1470
Вторая створка алтаря. Святая Магдалена. 1470 .Створки и др. части алтаря находятся в разных музеях.
В г.Марке талантливый Кривелли исполняет бесчисленные полиптахи, большинство которых в настоящее время находятся в различных музеях мира или стали реконструкциями в работах современных исследователей. Структура готических композиций представляет собой неизменное использование золотого фона, который привносит архаический вид в сочетании с новаторским чувством формы, выполненном в духе эстетики.В пластическом толковании рельефных фигур проявляется возрождение, это особенно заметно в их расположении в пространстве, они словно ищут новые перспективы. Ярким примером становятся сцены «Страстей». Творчество Карло не привязано к датам, известна датировка (1470 год) лишь произведения «Мадонна» из Мачераты.
Алтарь Триптих : Святой Антоний, Святой Иероним и Святой Андрей. 1482
Алтарь триптих: Святой Якоб Старший, Святой Бернард из Сиены, Святой Никодим.1482
Святой Людвиг из Тулузы , Святой Иероним и Святой Петр. 1493
Витторе Кривелли (примерно в 1440 году Венеция - 1501 году Ферма) повторяя выбор брата Карло Кривелли, в 1465 переезжает в Дзару, а после в область Марке, в которой он разворачивает обширную деятельность, временами сотрудничая и с самим братом.
Коронация Марии. (последняя работа художника)
http://www.bibliotekar.ru/muzeumLondon/9.htm http://www.benua-history.ru/krivelli-hudognik.html http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Carlo_Crivelli http://smallbay.ru/artitaly/crivelli.html http://flourishing.ru/early-renaissance/carlo-krivelli