Под впечатлением от Основных Положений МФШ, хотя они и не имеют никакого отношения к античной литературе, я решила, что позиции Аристотеля хорошо будут смотреться в подобной форме.
- Вся поэзия (а именно: эпос, трагедия, комедия, "дифирамбическая поэзия и большая часть авлетики и кифаристики") является подражанием.
- Различия её видов заключаются в средствах, предмете и способе подражания.
- Средства словесного творчества - "метры" или проза. "Дифирамбическая поэзия, номы, трагедия и комедия" используют все возможные средства - "ритм, мелодию и метр".
- Поэты могут описывать людей "или лучшими, или худшими, или такими же, как мы" - так поэзия делится по предмету изображения.
- По способу изображения поэзия подразделяется на
- Эпос - "объективный рассказ"
- Лирику - "личное выступление рассказчика"
- Драму - "изображение событий в действии"
- Драма - действие.
- Возникновение поэзии естественно, так как подражание присуще человеческой природе и доставляет людям удовольствие.
- Поэзия сначала подразделялась на гимны и хвалебные песни (о хороших людях и поступках) и сатиры (о плохих людях). Затем они преобразовались, соответственно, в комедию и трагедию.
- Трагедия и комедия появились из импровизаций. В трагедию постепенно вводился диалог, тетраметр сменяется ямбом, так как тот больше подходит к разговорной речи.
- "Смешное - частица безобразного". Комедия изображает худшее в людях без страдания.
- Трагедия и эпическая поэзия изображают серьёзные характеры. Их различие в метре и способе изображения.
- Трагедия - это "воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств".
- Неотъемлемыми элементами трагедии являются "фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция". Из них самым главным является фабула - это цель трагедии. Она же и "увлекает душу".
- "Целое - то, что имеет начало, середину и конец". Таковой должна быть структура трагедии, ибо трагедия представляет собой целое.
- Каждая фабула должна быть такого размера, чтобы каждый человек мог её понять и запомнить, т. е. не слишком маленькой и не слишком большой.
- Фабула должна строиться на одном действии, а не вокруг одного героя. Иначе говоря, должна быть единая сюжетная линия.
- Поэзия изображает возможное, история - действительно происходившее. Поэтому поэзия "представляет более общее, а история - частное". Если же поэт берёт какие-то события, имевшие место на самом деле, то представляет их как возможные.
- Для достижения эффекта страха или сострадания в зрителях, в трагедии должна быть взаимосвязанная цепочка событий, в которой даже неожиданные события вероятны и необходимы.
- Действия простое и запутанное различаются отсутствием или наличием перипетии и узнавания.
- "Перипетия - это перемена происходящего к противоположному". Узнавание - это "переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье". Третья важная составляющая фабулы - страдание, или "действие, производящее гибель или боль".
- Трагедия по обьёму и месту обязательно делится на: парод (часть перед выступлением хора), эпизодий (между песнями хора), эксод (за ним не бывает выступления хора), парод ("первая речь хора"), стасим ("песнь хора без анапеста и трохея"). могут быть ещё komm (плач участвующих в действии) и песни актёров.
(продолжение следует)