«Марксистская рабочая неделя» и учреждение Франкфуртского Института социальных исследований (1922-1923 гг.)
1923 год отмечен в политической истории Германии франко-бельгийской оккупацией Рура, последующим «пассивным сопротивлением» и инфляцией, а также острым кризисом государственных институтов, несостоявшимся захватом власти коммунистами и неудачным «пивным путчем» национал-социалистов в Мюнхене. В интеллектуальной истории Веймарской республики этот год обозначен появлением «Истории и классового сознания» Лукача, «Марксизма и философии» Корша, «Я и Ты» Мартина Бубера, «Я и Оно» Фрейда, но также и малозаметным для современников событием, с которого берет начало история Института социальных исследований во Франкфурте и целого течения социальной мысли XX в. - Франкфуртской школы.
Организационным мероприятием, с которым обычно связывают начало деятельности Франкфуртской школы, была «Марксистская рабочая неделя»,'проходившая с 20 мая
1923 г. в железнодорожной гостинице коммуниста Фридриха Генне в Гера-берге близ Арнштадта (Тюрингия). Ее участниками помимо Лукача и Корша были главным образом будущие сотрудники Франкфуртского Института социальных исследований: Феликс Вайль (главный спонсор Института), экономист Фридрих Пол-лок, китаевед Карл Август Виттфогель, экономист и издатель Юлиан Гумперц, а также знаменитый в будущем разведчик, а тогда молодой немецкий коммунист Рихард Зорге. Из крупных функционеров КПГ на встрече присутствовал только Эдуард Александер (Э. Людвиг), но, как указывал впоследствии Феликс Вайль, «только в качестве частного лица» [Ulrike Migdal, Die Frьhgeschichte des Frankfurter Instituts fьr Sozialforschung. Frankfurt am Main; New York: Campus, 1981, S. 35].
По решению Коминтерна, когда руководство фракции Ландлера в КПВ было удалено в 1922 г. из Вены, Лукач жил в Германии. Он переписывался с Коршем еще с 1921 г. и встречался с ним в период подготовки «Истории и классового сознания», когда Корш писал свой труд «Марксизм и философия». По воспоминаниям Хедды Корш, ее муж, ставший в 1923 г. профессором права Йенского университета, пытался найти в нем пост и для венгерского политэмигранта [Andrew Arato, Paul Breines, The Young Lukacs and the Origins of Western Marxism. New York: The Seabury Press, 1979, p. 245, n. 28]. Участником «Марксистской рабочей недели» был также давний соратник Лукача и посетитель «Воскресных собраний», сторонник «левого марксизма», автор рецензии на книгу Корша Бела Фогараши. Помимо Константина Цеткина (младшего сына Клары и друга Вайля) и японского марксиста Фукумото на этой встрече также присутствовали и жены участников: Кете Вайль, Роза Виттфогель, Хедда Корш, Христиана Зорге (бывшая жена его наставника в Аахене - Курта Альберта Герлаха), будущая жена Фогараши Маргарете Лиссауэр и жена Э. Людвига Гертруда Александер. Особенно любопытной была биография венской актрисы, будущей жены (с 1929 г.) сотрудника Института, Пауля Массинга, - Хеде Гумперц, которая в 1923 г. разошлась с австрийским коммунистом Герардом Эйслером (редактором журнала «Коттишзтш» в 1920-1921 гг., братом композитора Ханса Эйслера и Рут Фишер) и вышла замуж за Юлиана Гум-перца, работавшего вместе с ней в издательстве «Малик» [Некоторые эпизоды деятельности КПГ и Института социальных исследований описаны X. Массинг (Гумперц) в книге «Большой обман. История советского агента», оставшейся, к сожалению, мне недоступной. О прямом заказе ФБР первоначального варианта книги - «Я была шпионом Сталина и США» (1950) - свидетельствует ее письмо Эдгару Гуверу, на которое ссылается М. Букмиллер (Michael Buckmiller, «Die "Marxistische Arbeitswoche" 1923 und die Grьndung des "Instituts fьr Sozialforschung"», in Wilhelm van Reijen, Gьnzelin Schmid Noer (Hg.), Grand Hotel Abgrund: Eine Fotobiographie der Frankfurter Schule. Hamburg: Junius, 1990, S. 78 ; см. также: Олег Царёв, Джон Костелло, Роковые иллюзии. Из архивов КГБ: дело Орлова, сталинского мастера шпионажа. Москва: Международные отношения, 1995, с. 388-389). ]. Хеде Массинг была также связана с нелегальной работой Компартии Германии и ОГПУ, о чем в начале 1950-х гг. написала в (изданных не без участия ФБР) мемуарах «Большой обман».
Была ли «Марксистская рабочая неделя» сугубо академическим мероприятием, организованным «без малейшего конкретного намерения и результата» в целях обсуждения различных направлений в марксизме, чтобы «по возможности достичь "подлинного" или "чистого марксизма"» [Martin Jay, The Dialectical Imagination. A History ofthe Frankfurt School and the Institute of Social Research. 1923-1950. 2nd ed. Berkley: University of California Press, 1996, p. 5.], - как указывал почти полвека спустя Феликс Вайль, один из главных ее организаторов? Или же более верным является предположение А.С. Дмитриева о том, что создание Института, и особенно проведение указанной встречи, выполняли роль прикрытия для подготовки Коминтерном «немецкого Октября» именно в решающем 1923 г.? [Александр С. Дмитриев, «Коммунистический Интернационал и Франкфуртский Институт социальных исследований», Социологический журнал, 1995, № 4, с. 177.]. Для ответа на вопрос о характере этой «летней Академии» (как называла ее Хедда Корш) обратимся к имеющимся в нашем распоряжении источникам.
Помимо достаточно противоречивых - в силу полувековой дистанции - воспоминаний участников этой встречи Ф. Вайля и X. Корш (расхождения касались прежде всего точной датировки мероприятия: от начала 1922 г. до лета 1923 г.), пожалуй, единственным документальным свидетельством остается приглашение на «Марксистскую рабочую неделю», отправленное из Франкфурта Рихардом Зорге в адрес Гертруды Александер 9 мая 1923 г., которое также содержало программу будущей встречи:
«I. О способах истолкования проблем современного кризиса (вступительное слово - Людвиг);
II. К вопросам метода (Лукач и Корш);
III. Организационные проблемы марксистского исследования (Фогараши)» [«Marxistische Arbeitswoche», Beitrдge zur Geschichte der Arbeiterbewegung, 1985, Jg. 27, H. l, S. 54.].
Эдуард Александер (Людвиг) [Э. Людвиг - партийный псевдоним Эдуарда Александера (1881-1945),видного партийного функционера, левого социал-демократа и одного из основателей «Союза Спартака».] до 1929 г. (когда в качестве «примиренца» его временно исключили из партии) был редактором экономического отдела газеты «Die Rote Fahne» (а в 1924 г. - даже ее главным редактором) и руководителем соответствующего подразделения ЦК [Израиль Биск, Пресса Веймарской Германии. Иваново: [Изд-во Иванов.ун-та], 1995, с. 109.]. В обширной статье «Конец капитализма» (опубликованной в нескольких номерах «Die Internationale» за 1921 г.) Александер предлагал обозначить как «канун революции» не ближайший «срок выступления», а целую эпоху, в течение которой пролетариат организуется в качестве господствующего класса. В этой работе объектом непосредственной и жесткой критики стали ультрарадикальные взгля ды представителя левого крыла партии Аркадия Маслова, изложенные им ранее в «Die Internationale» в публикации «Кризис или общий крах капитализма» [H. Maier, «Eduard Alexander - ein bedeutender Wirtschaftstheoretiker der KPD», Beitrдge zur Geschichte der Arbeiterbewegung. 1985, Jg. 27, H. l, S. 68-69.]. Очевидно, именно в таком «пролонгированном» аспекте и ставилась Александером во время «Марксистской рабочей недели» проблема экономического кризиса как пролога пролетарской революции.
Экономическими проблемами империализма занимался тогда и Рихард Зорге, посвятивший этим вопросам специальную критическую работу «Накопление капитала и Роза Люксембург» (1922). Много позже (в конце 1941 г. в Японии) он сам отметит в «Тюремных записках»: «Я выполнил это исследование, но мои методы обращения с трудными вопросами были слишком грубыми и незрелыми. Этот памфлет был полностью сожжен нацистами, и сейчас я рад, что не осталось ни одного экземпляра» [«Тюремные записки Рихарда Зорге», Новая и новейшая история, 1994, № 4-5, с. 100.]. Рихард Зорге, родившийся в 1895 г. близ Баку в семье мелкого предпринимателя, был внучатым племянником Фридриха-Адольфа Зорге, видного деятеля I Интернационала. Поворотным пунктом в его обращении к марксизму был опыт мировой войны, куда он отправился добровольцем. В течение нескольких лет после получения степени доктора государственно-правовых наук и социологии в Гамбурге (1919) он совмещал работу ассистента в Высшей технической школе Аахена и во Франкфуртском университете с активным сотрудничеством в золлингенской коммунистической газете «Bergische Arbeiterstimme» [После участия в забастовочной борьбе во время капповского путча Зорге вынужден был оставить пост ассистента в университете в Аахене и устроиться чернорабочим на одну из шахт (Ф. Дикин, Г. Стори, Дело Рихарда Зорге. Пер. с англ. Москва: Терра, 1996, с. 18). Зорге был также делегатом VIII съезда КПГ в Йене в августе 1921 г.] и деятельностью в партийных организациях Аахена и Франкфурта. Как можно судить по опубликованному приглашению из архива Гертруды Александер, именно Зорге был непосредственным организатором «Марксистской рабочей недели».
Одним из участников встречи была жена Э. Александера (с 1908 г.) Гертруда Александер (1882-1967) - ведущий сотрудник «Die Rote Fahne» и до 1925 г. руководитель ее литературного отдела [Израиль Биск, Пресса Веймарской Германии, с. 109.]. Как ученица и сотрудница Франца Меринга, она разделяла его взгляды на преемственность ценностей прежней «высокой» культуры в рабочем движении и будущем обществе, поэтому в своих статьях начала 1920-х гг. резко оспаривала взгляды сторонников авангардистских течений в литературе и живописи, претендовавших на радикальное «преодоление» классических принципов веймарского гуманизма Гёте и Шиллера [А.А. Гугнин на основании этого даже упрекает Г. Александер «в ригоризме и альтернативности подхода к проблеме (лучше хорошее буржуазное искусство, чем плохое пролетарское) и попытке решать сложные вопросы развития молодого социалистического искусства механически и директивно» (Александр Гугнин, «Великий Октябрь и пути развития немецкой марксистской критики в 1910-1930-е годы», в кн.: Александр Гугнин (ред.), Октябрьская революция и новая концепция литературы. К истории марксистской литературной критики европейских социалистических стран. Москва: Наука, 1989, с. 104).]. Эти дискуссии на страницах «Die Rote Fahne» были особенно острыми в вопросах, касавшихся создания пролетарского театра, восприятия культурного наследия и соотношения искусства и пропаганды.
Художественный радикализм оппонентов Г. Александер соответствовал их политической «левизне»: некоторые из них, например руководитель экспрессионистского журнала «Die Aktion» Франц Пфемферт, тяготели к КРПГ и созданному при ней Всеобщему рабочему союзу (AAUD). Как отмечают западногерманские авторы В. Фендерс и М. Ректор, «не только сами "левые коммунисты", но также и представители берлинской полит-дада [Дадаизм был наиболее радикальным - политически и художественно - течением, родившимся из экспрессионизма; его расцвет приходится именно на рубеж 1910-1920-х гг. (см.: Walter Laquer, Weimar. A Cultural History, 1918-1933. New York: Puthnam's Sons, 1974, p. 119-121).], такие как братья Херцфельде, Гросс, Ю. Гум-перц, Э. Пискатор и др., группировавшиеся вокруг издательства "Малик" и литературно-политического журнала "Der Gegner" (1919-1922), которые после гейдельбергского съезда КПГ остались также членами партии, резко полемизировали с литературно-политической линией "Die Rote Fahne", как она была выражена Г. Александер. В соответствии со своими леворадикальными основными установками они содействовали бескомпромиссному разрыву со всей буржуазной традицией и созиданию качественно новой, пролетарской классовой литературы» [Walter Fahnders, Martin Rector, Linksradikalismus und Literatur. Untersuchungen zur Geschichte der Sozialistischen Literatur in der Weimarer Republik. Reinbeck bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch Verlag, 1974, Bd l, S. 99-100.]. На встрече присутствовал Юлиан Гумперц, один из оппонентов Г. Александер по дискуссии о культурном наследии и пропагандистском искусстве. Он родился в 1898 г. в богатой американско-немецкой семье и изучал политэкономию в Галле; с 1919 г. издавал экспрессионистско-дадаистский журнал «Der Gegner» («Противник»). Объявление о целях и задачах этого журнала, помещенное в венском «Kommunismus», гласило: «"Der Gegner" борется со всеми обстоятельствами и устремлениями, сдерживающими и препятствующими осуществлению коммунизма, мировой революции. В особенности с немецкими желаниями покоя и порядка. Это орган нетерпимости. Пацифизм, демократию и примат духа он относит к ловушкам буржуазного инстинкта, жаждущего прибыли. Пролетарская диктатура как переход к бесклассовому общественному порядку - цель, которой должны быть подчинены все желания. Фиксировать и прояснять цель и пути к ней, укреплять и дисциплинировать революционные силы - вот задача, которой должен служить "Der Gegner"» [Kommunismus, 1920, H. 2l, S. 698.].
Журнал выходил в том же издательстве «Малик», возглавляемом Виландом Херцфельде, где появилась в серии «Маленькая революционная библиотека» [Помимо «Маленькой революционной библиотеки» при журнале выходили также «Серия красного романа» и «Собрание революционных пьес» - в последней, в частности, печатались экспрессионистские драмы Виттфогеля, такие как «Красные солдаты» и др. (Gary L. Ulmen. The Science of Society. Toward on Understanding ofthe Life and Work of Karl August WMfogel. The Hague etc.: Mouton Publishers, 1978, p. 25).] «История и классовое сознание» Лукача (редактором серии был Ю. Гумперц) [Walter Fahnders, Martin Rector (Hg.), Literatur in Klassenkampf. Zur proletarisch-revolutionдren Literaturtheorie. 1919-1933. Eine Dokumentation. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974, S. 225.]. Именно с издательством «Малик» были связаны развитие и пропаганда леворадикальной идеологии периода Веймарской республики, в т. ч. деятельность Лукача и круга создателей Франкфуртского Института социальных исследований. Это издательство было основано в 1916 г. при журнале «Neue Jugend», наиболее заметными сотрудниками которого были помимо Виланда Херцфельде и его брата Хельмута (будущего мастера политического фотомонтажа Джона Хартфилда) также замечательный художник Георг Гросс [Об обстоятельствах знакомства круга «Neue Jugend» с Гроссом см. воспоминания издателя «Малика»: Виланд Герцфельде, Барвинок. Воспоминания одного жизнерадостного сироты. Москва: Молодая гвардия, 1967. (Гл. «Коммерсант из Голландии»).] и поэт Иоганнес Р. Бехер. Сам Херцфельде позднее объяснял наименование издательства следующим образом: «"Малик" - название и имя главного героя романа Эльзы Ласкер-Шюлер, который печатался вначале в "Brenner" и "Die Aktion", а продолжение с 1918 г. печаталось в "Neue Jugend". Имя соответствовало еврейскому "Мелех" (Молох. - А. Д.). Оно означало короля, герцога, предводителя... Кто-то предложил назвать наше издательство "Малик-Ферлаг". Эльза Ласкер-Шюлер была согласна. И мой брат в просьбе о регистрации разъяснил, что Малик - это турецкий принц, популяризация которого в Германии может способствовать окончательной победе. Шеф цензуры, генерал фон Кессель из Потсдама, был того же мнения: разрешение на печатание было получено очень скоро» [Wieland Herzfelde, Zur Sache. Geschrieben und Gesprochen zwischen 18 und 80. Berlin: Aufbau-Verlag, 1976, S. 348.]. В отличие от анархо-социалистического журнала «Weisse Blatter» Рене Шикеле (в котором сотрудничал Эрнст Блох) или сблизившегося с КРПГ журнала «Die Aktion» Франца Пфемферта, лидеры «Малика» с ноября 1918 г. поддерживали самую тесную связь с компартией. По оценке А.А. Гугнина, именно им «удалось с 1918-1923 гг. показать наглядный пример практического функционирования коммунистического издательства и коммунистически настроенных писателей и художников в условиях буржуазного государства и буржуазной культуры» [Александр Гугнин, «Великий Октябрь и пути развития немецкой марксистской критики в 1910-1930-е годы», с. 113-114.]. Однако близость к партии вовсе не означала, как мы видели, безоблачных отношений идеологического и культурного руководства КПГ с кружком основателей «Малика», которые в художественном смысле были тогда приверженцами радикального стиля «политического дадаизма» [На специфический интернациональный и тенденциозный характер немецкого дадаизма указывал в 1921 г. горячий приверженец футуризма Роман Якобсон, к тому времени уже заявивший о себе как о талантливом филологе: «Сейчас, когда в странах Антанты свирепствует, мягко выражаясь, зоологический национализм и в ответ в Германии растет гипертрофированная национальная гордость угнетаемой народности... дадаистская фронда легко понятна. Дада - одно из немногих в настоящий момент, когда даже научные союзы расторгнуты, буржуазно-интеллигентских интернациональных объединений» (Роман Якобсон, Работы по поэтике. Москва: Прогресс, 1987, с. 334 («Письма с Запада. Дада»)).].