Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни - великий узбекский ученый-энциклопедист.
Родился в предместье города Кят, столицы древнего государства Хорезма.
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997-1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
В самом первом своем сочинении "Хронология древних народов" (1000 г.) 27-летний Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира: греков, римлян, персов, согдийцев, хорезмийцев, коптов, евреев, доисламских арабов, мусульман. В другой своей знаменитой работе - "Индия" Бируни описал обычаи и особенности быта народов Индии, географию этой страны и связанную с ней астрономию. В книге даны названия светил, знаков зодиака, лунных фаз, созвездий, понятий об индийских эрах, циклах, затмениях, лунных и солнечных календарях, а также о 60-летнем юпитерианском цикле. Астрономические исследования изложены им в "Книге истолкования основных начал астрономии" и других научных трудах.
"Один образованный человек спросил меня, - писал Бируни, - каковы способы летосчисления, которыми пользуются народы, в чем состоит различие их корней, т.е. начальных дат, и ветвей, т.е. месяцев и годов; какие причины побуждают людей установить ту или иную эру, какие существуют значительные праздники и памятные дни, приуроченные к определенным периодам и работам, а также другие обряды, которые одни народы исполняют в отличие от прочих. Он настойчиво побуждал меня изложить эти сведения наивозможно ясным образом, чтобы они стали близки пониманию изучающего и избавили его от необходимости одолевать различные книги и расспрашивать тех, кто им следует". (Бируни. Памятники минувших поколений. Ташкент, 1957).
Бируни считал, что в природе все существует и изменяется по законам самой природы. Постигнуть эти законы можно только с помощью науки.
Научные труды Бируни охватывают различные области знаний: астрономию и географию, математику и физику, геологию и минералогию, химию и ботанику, историю и этнографию, философию и филологию. Основные работы (свыше 40) посвящены математике и астрономии, которая имела огромное практическое значение для хозяйственной жизни Хорезма - для поливного земледелия, торговых путешествий. Важными задачами астрономии были совершенствование календаря и методов ориентирования на Земле по небесным светилам. Необходимо было как можно более точно определять положения на небе Солнца, Луны, звезд, а также основные астрономические постоянные величины - наклон эклиптики к экватору, длину солнечного и звездного года и т.п. А это в свою очередь требовало развития математики - плоской и сферической тригонометрии, с одной стороны, и совершенствования инструментов для точных наблюдений, с другой. Результаты и достижения Бируни во всех перечисленных областях оставались непревзойденными в течение нескольких веков: самый крупный стенной квадрант - угломерный инструмент, позволявший измерять положение Солнца с точностью до 2'; самое точное определение наклона эклиптики к экватору и векового изменения этой величины; новый метод определения радиуса Земли - по степени понижения горизонта при наблюдении с горы. Бируни почти точно определил радиус Земли (более 6000 км), исходя из правильного представления о ее шарообразной форме.
Но главная научная идея Бируни, которая ставит его имя в один ряд с крупнейшими астрономами мира, - это утверждение, что Земля движется вокруг Солнца. На Среднем Востоке он был первым, кто пришел к этой мысли и высказал ее.
Как исследователь Бируни подчеркивал необходимость тщательной проверки знания опытом, противопоставляя экспериментальное знание умозрительному. С этих позиций он критиковал аристотелевскую и авиценновскую концепцию «естественного места» и аргументацию против существования пустоты.
Помимо своего родного хорезмийского языка, Бируни владел арабским, персидским, греческим, латинским, турецким, сирийским языками, а также ивритом, санскритом и хинди. Эти знания способствовали выработке им принципов перевода естественнонаучной терминологии с одного языка на другой. Созданная Бируни на почве арабской графики система транскрипции во многом предвосхищала современную систему передачи индийских слов в урду.
Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» - изумленно воскликнул тот. «Эх ты! - сказал Бируни еле слышно. - Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
Источники:
1.Энциклопедический словарь юного астронома, Москва, 1980
2.
В.В. Цыбульский. Календари и хронология стран мира, Москва, 1982
3.
Википедия4. Иллюстрации -
раз,
два,
три,
четыре.