про зело рано предсташа

May 16, 2021 22:03



Эта милая народная игрушка кажется мне вот прямо-таки символом ежевесеннего (только в прошлогодний карантин отменяли) фестиваля на Рогожской заставе, под девизом "Традиции и современность".

В социальном смысле я классический тянитолкай, и если передние ноги идут на праздник к людям, то задние - прочь, от людей, и любой поход на подобное мероприятие неизбежно сопровождается внутренним насилием, однако потом я нередко рад вылазке и даже не очень плююсь ядом на людей (сейчас, в эти самые минуты, впервые в жизни вслух ответил цыганке, попросившей "на хлеб", "Б-г подаст", дебют, кмк).
Это довольно камерное мероприятие - не исключение: каждый раз я думаю ту же мысль - до чего же это похоже на милую тусовку нескольких поколений каких-то не слишком жоских неформалов вроде хиппи или Людей Холмов, ну да, символику-эмблематику Движения они выбрали несколько похоронную, но это нисколько не мешает им радоваться жизни.


На ярмарке в этот раз было на один лоток меньше книг - что сократило выбор на целую треть: тряпья и еды, пожалуй, столько же и тех же, правда, не было микроказаков с сапогами, зато по знакомой синей портяной ткани я распознал фанатов старинной мануфактуры с ситца.ру (надо сказать, что она-то и шла на ура, в отличие от ничем не худшей пестряди). Помню, несколько лет назад выбирался туда М.П.с содержимым преображенской лавки, книшками преображенской же тyпографiи столетней давности, но что-то более не видать.
Опять купил сыру - у тех же сыроваров, что и ранее, и эти сыры сейчас отчаянно пахнут сквозь полиэтилен и брезент рюкзака: они действительно весьма неплохи, с мужской половиной сыротандема мы разговорились, оказалось, они федосеяне из новых, преображенские прихожане (а меня, идиота, чёрт уже дёрнул за язык ляпнуть, что с пением у наших безпоповцев грустно и уши вянут).
Пообщался с замечательной академического типа тётушкой, занимающейся поясами - она, оказалось, отлично знает красноборские радужные пояса и сразу рассказала мне технику; огорошила и тем, что так нравившийся мне красно-чёрный из красноборского музея - скорее всего, по технике, вовсе даже череповецкий, белослудские и черевковские филиппане этой техникой не владели.
В шесть на колокольне начали вызванивать простую мелодию, которую я забыл, как только колокола смолкли: ярмарка собиралась, слушатели сползались на концерт, ох простиГосподи, вечер духовных песнопений, и было в общем-то приятно стоять снаружи у распускающейся сирени, облокотясь на заборчик, и просто тупить в летний вечер, в детей, перетягивающих канат, хипстера рогожского разлива, пытающегося встать на ходули - айфон в узких штанах мешал, и он в азарте бросил его в траву.
Я питаю непонятную слабость к старым грушам:


Слушателей в этот раз было удивительно мало по сравнению с первым моим посещением - не могу отделаться, однако, от чувства, что тогда пели - и пускали внешних слушателей - в Покровский собор/в Покровском соборе, а не в этом слегка пластмассовом храме-музее с поновлёнными до блеска иконами XIX века и лестовкой Агафьи Лыковой в витрине.



Тогда, три что ли года назад, всё было очень академично, занудно и скучно, кроме чудесного, по-настоящему живого хора некрасовцев: сейчас хоров было меньше, но репертуар у них был уже с изыском для знатоков, пели большим распевом, демеством, по-гречески с исоном, сибирский хор Емельянова спел два новораскопанных духовных стиха - однако программа оказалась достаточно короткой, и вот уже итоговый сводный хор поёт Стихиры Пасхе, и я опять автоматически пытаюсь в уме подпевать и спотыкаюсь, разбивая коленки, на повсюду расставленные на безпоповцев грабли стечения согласных - рцыыыте вместо ре-цы-те, всечестнаааая вместо все-че-сте-на-я, и внутренне же умолкаю - но что-то и вокруг не слышно подпевающих голосов, даже с почётных скамей для рогожан, и даже тогда, когда на последних строках все встают, и светящиеся экранчики снимающих снова придают всему действу сходство с камерным рок-концертом.


Я выхожу на улицу в числе первых, отвесив в пространство пару недопоклонов, к боковым воротам и далее к железнодорожному перекрёстку, в Калитники, и нищий на выходе из Слободы, кажется, безногий, я малодушно отвожу глаза, адресно говорит мне "с праздником", не надеясь на подаяние, просто так.

этнография, фольклор, bannersinging

Previous post Next post
Up