Всё хорошее в жизни кончается, подходит к концу и мой рассказ про карельское путешествие. Сегодня мы познакомимся с довоенным паровозом "Серго Орджоникидзе" Харьковского паровозостроительного завода, послушаем рояль в кустах, посмотрим трансляцию из кабины, как работает локомотивная бригада паровоза, а также немного поговорим о будущем ретро-перевозок в нашей стране. Для тех, кто пропустил начало, привожу ссылки на два первых отделения марлезонского балета:
1.
https://cal-len.livejournal.com/910499.html Дорога в Рускеалу
2.
https://cal-len.livejournal.com/910638.html Горный парк Рускеала
Где-то за 2,5-3 часа до предполагаемого отправления он приехал за нами. Черно-красный, как и полагается.
Спрошу у Серго, не против ли он познакомиться поближе.
Вроде не против) Тогда начнем с его серии, довольно редкой
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9E_(%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7)
Заглянем в кабину с почти морским красным штурвалом
Этот экземпляр выпущен в Харькове весной 1941 года, сохранился в оригинале, разве что скоростемерную ленту меняют.
Без рукавиц и специальных мазей, которые в шутку называют кремом "три богатыря, где слово три - глагол", с ним лучше не общаться, можно обжечься даже просто от черных поверхностей, раскаленных на солнце, не говоря уже о растопленном котле и топке.
А вот как всё это запускается в депо...
Холодный паровоз доставляют в депо и ставят в стойло (термин, доставшейся чугунке в наследство от времен почтовых лошадей). Из котла вынимают мешочки с силикагелем - веществом, впитывающим влагу (его кладут в котел на время консервации паровоза). Отмывают соляркой детали от консервационной смазки. Доверху наполняют водой котел и тендер. Развешивают на колесах ведущие дышла и кулисные тяги. В топку сначала забрасывают негодные шпалы, дрова и доски, которые поджигают. Когда растопка запылает, осторожно бросают первые лопаты угля и ждут, когда он займется. Постепенно добрасывают еще и еще, пока вся колосниковая решетка не окажется охваченной ровным горящим слоем. Вода в котле закипит часа через три-четыре. Как только в котле создастся давление 34 атмосферы, паровоз делается вполне автономным: оживает сифон - устройство, создающее искусственную тягу в топке.
Начинается подготовка к рейсу. В тендер паровоза выливают порцию антинакипина. Один миллиметр толщины слоя накипи на трубах - это 600 кг (!) лишнего веса в котле. Раньше пробу воды снимали после каждого рейса: набирали воду в особый чайник из краника на котле, который так и называется - «водопробный», и сдавали в лабораторию. В лаборатории устанавливали необходимую дозу антинакипина, которая зависела от жесткости грунтовых вод на участке работы паровоза. До сих пор на тендерах паровозов можно встретить надпись: «Вода отравлена. Для питья непригодна». Впрочем, старики утверждают: «Сколько раз пили - и ничего».
Из масленок с длинными носами заливают масло в смазочные пресс-аппараты, турбинку и воздушный насос. На паровозе масло применяется разных сортов, важно его не перепутать и не залить, скажем, в паровой цилиндр масло, предназначенное для смазки букс. Сегодня настоящие паровозные масла - «вапор», «цилиндровое», «вискозин» - также стали музейными экспонатами, и все заменяются обычным дизельным маслом. А на самых первых паровозах для смазки использовали говяжье сало, олеонафт и растительное масло.
https://www.popmech.ru/technologies/8700-vprikhlopku-kak-ustroen-parovoz/ тут еще много чего интересного.
Ехать он может и 70 км/ч, но с таким износом скорее всего отправится в космос. Потому скорость ограничена 40 км/ч в кривых и 60 км/ч на прямой. Примерно как у трамвая. На передней фаре и в кабине машиниста закреплена камера, можно видеть, как помощник бросает уголь, а машинист крутит гигантские ручки:
Даже в 1920г от инфлюенцы применяется дезинфекция рук! На аутентичной деревянной платформе - это)
В обратный путь я отправился в нашем музыкальном салоне, заняв место в партере возле нашей пианистки, Татьяны Анатольевны. Можно послушать Рахманинова и не только в её исполнении:
https://vk.com/video440463209_456239108 https://vk.com/video440463209_456239109 Мы разговорились, она училась в саратовской консерватории, долгое время жила и работала в Коломне (это ровно там, где я начал прогулки в небо и дошел до учебы на пилота-любителя).
Так и пролетел час до Сортавалы, в качающемся под музыку вагоне, мерный стук колес и гулкий посвист нашего Серго. Только здесь можно увидеть сразу несколько живых паровозов и ласточку, приводимую в движение коломенским же тепловозом ТЭП70)
Наутро меня ждала дорога вдоль карельской рублёвки) и прекрасных озёр... а потом Ил-18, Боинг-737 и небо. О них - в следующий раз, но уже без паровозной тематики.