Когда я учился в Бауманке, у нас была веселая шутка про коэффициент полезного действия (КПД) в 13%: он является критически низким, так как свойственен паровозу и налоговой инспекции. Тогда я еще не знал, что буду ходить на стадион с паровозом (Локомотив в Москве) и даже, чорт возьми, кататься на паровозах различных типов, что существенно повысит мой собственный КПД! Попадая в Сортавалу, ты с самого авто- или жд вокзала ощущаешь дух старины. Некоторые вывески похожи на 2000й, дома - на 1920й, и лишь совсем немногое выдает, что на дворе лето 2020. Приехать сюда можно ласточкой с дизельным тепловозом ТЭП70 (о ней мы еще поговорим) или по трассе через Пряжу и Колатсельгу из Петрозаводска. Я выбрал второй вариант с ночевкой у друзей в микрорайоне Дружбы Народов, чтобы не попасть под карантинные две недели и успеть вам еще обо многом рассказать.
Площадь на улице Кирова - автовокзал. С этих домиков начинается мое путешествие. Рядом находится сквер эпоса Калевала и памятник рунопевцу.
На крошечном вокзальчике Сортавалы с небольшим залом ожидания - красочный рекламный плакат вновь открывшегося после карантина мероприятия:
В городе почти нет дорог, кроме центральной Карельской улицы, есть направления и пешеходные тротуары, вполне подходящие для велосипедистов. Платформа одна и она весьма современная, путь 1 для Ласточки и тепловозов, путь 30 с деревянными шпалами - для паровозов. Ширина колеи разумеется одинакова и равна 1520 мм.
Из Питера через Выборг приезжает такое и высаживает кучу туристов из Ленобласти. Ретропоезд был битком, билеты на него стоят всего 300-400 рублей и сметают их мгновенно.
Втолкача подают главное блюдо. Свист и гудки, которые я слышу лишь тогда, когда "Локомотив" забивает гол, а я - на трибуне)
Вагоны современные, осмотрены и отремонтированы в Воронеже. Внутри - купе на 6 мест с мягкими зелеными диванами, картой Фiндляндскiх железных дорог и обязательной лампой с зелёным абажуром!
Маска проводницы напоминает нам о пандемии, но совсем о другой - об "испанке" столетней давности!
Бедные девочки стояли на жаре в этих черных балахонах и выполняли свою роль безупречно. Сразу видно, что РЖД и карельские боссы Нургалиев, Патрушев и Парфенчиков долго дорабатывали проект и он стал почти идеальным. Есть даже мерч в виде ручек, где колпачок - отсоединяющийся паровозик!
Поездка занимает 1 час и 5 минут, в Рускеале одна платформа и нет стрелок, потому затаскивает один паровоз, потом приезжает второй и помогает оттащить. Работают паровозик весны 1941 года СО-2018, тот самый, что на ручке: он назван в честь Серго Орджоникидзе, а также синий красавец П-36 1955 года, последний тип советских пассажирских паровозов. Потом вся тяга стала дизельной и электрической. Познакомимся поближе с главным героем!
И на десерт - живая музыка в дорогу в вагоне-ресторане! Я записал для вас мини-концерт и расскажу о нём на обратном пути)
Да, тут есть даже рояль в кустах.
Продолжение следует: мы приедем в Рускеалу, отведаем онежской копченой форели, выпьем ледяного безалкогольного с пеной, разгадаем загадку дыры, нальём воды в мраморную чашу, познакомимся с Серго и его машинистом, послушаем фортепианный концерт и еще много-много всего, что только можно было вместить в один прекрасный день!