Наше повествование о большом прусском путешествии перевалило за экватор. Нам осталось рассказать вам лишь о Раушене с Кранцем, наших путешествиях на катере вдоль музея мирового океана и подземном царстве ручья Ландграбен. В этом посте речь пойдет о самом дорогом и известном курорте области - Светлогорске.
Светлого́рск (до 1947 года - Ра́ушен, нем. Rauschen) - город-курорт в Калининградской области Российской Федерации. Административный центр Светлогорского района и городского поселения "Город Светлогорск".
Расположен на побережье Балтийского моря, в сорока километрах к северо-западу от города Калининграда.
29 марта 1999 года Светлогорск признан курортом федерального значения.
Город является туристическим и культурно-деловым центром на Балтийском взморье.
Численность населения города - 12 014[1] человек (2015).
Поселение, получившее впоследствии имя Раушен (нем. Rauschen, польск. Ruszowice, Ruskowo (Русково), лит. Raušiai (Раушяй)), а ещё позднее - Светлогорск, располагалось на северной оконечности Самбийского полуострова (Земланда). Название «Земланд» впервые упоминается в 1073 году как «земля, которую населяют пруссы»; при этом сами пруссы называли себя другим именем - «сембы». Первое упоминание языческого поселения на месте Раушена относится к 1258 году, тогда это поселение пруссов именовалось Рузе-Мотер, что в переводе со старо-прусского означает «погребное место» («край погребов»). Располагался Рузе-Мотер на берегу нынешнего озера Тихое, отделённого от моря высокой береговой дюной; жители его занимались рыбной ловлей и охотой. Пришедшие сюда в XIII веке рыцари Немецкого (Тевтонского) ордена сначала называли посёлок «Рауше-мотер», а с XIV века, по созвучию с неопределённой формой немецкого глагола «раушен» (шуметь, шелестеть) - Раушен. Орденские братья задали жизни посёлка новое направление: они перегородили ручей Катценбах, впадающий в озеро, и установили на ручье мельницу. С этих пор озеро стало называться Мюлен-тайх (Мельничный пруд), а мельничное дело стало основным для жителей посёлка. В орденские времена это была самая крупная мельница на Земланде.
Около двух столетий назад произошёл ещё один поворот в развитии посёлка, теперь уже как курортного местечка. В самом начале XIX века в Европе путешествия и отдых с купаньем в море сделались модными, и эти места стали посещать отдыхающие, здесь стали останавливаться путешественники. Так как доступ к морю был затруднён песчаной дюной, то местом проживания и отдыха были живописные уголки озера. Возле мельницы открылся трактир, появились новые дома. В Раушене стали строиться уютные виллы и пансионаты, и вскоре подводы с мешками зерна стали теряться среди экипажей с курортникам, баулами и жёнами в воздушных шляпках. Официально Раушен как курорт был открыт 24 июня 1820 года. Реальным же толчком, вызвавшим к жизни Раушен в качестве курорта национального значения, было посещение Раушена в 1840 году, после своей коронации, королём Фридрихом-Вильгельмом IV. Здешние места очаровали его своей романтичностью. По велению короля начали усиленно озеленять береговую дюну, сооружать удобные спуски к морю, укреплять морскую набережную. Однако, несмотря на придание официального статуса и внимание коронованной особы, обустройство курорта большею частью оставалось инициативой частных лиц. Может быть поэтому до начала 20 столетия Раушен оставался тихим и немноголюдным местечком.
Популярность города как курорта существенно возросла с 1900 года, когда проложили железную дорогу от Кёнигсберга до станции Раушен/Орт (ныне Светлогорск-1), продлённую в 1906 г. до станции Раушен/Дюне (Светлогорск-2). Поезда теперь могли подъезжать ближе к морю, и курорт стал гораздо доступнее для многих жителей Кёнигсберга. Положительную роль как в развитии курорта, так и в привлечении отдыхающих сыграл ипподром, открытый в Раушене обществом наездников. Город стал разделяться на две части: нижнюю - около озера, и верхнюю (выше на 40-50 м) у моря. Верхний посёлок располагался примерно на высоте до 60 м над уровнем моря, поэтому приятным событием в его жизни явилось открытие в 1912 году фуникулёра - 90-метровой наклонной рельсовой дороги для доставки курортников к морю и обратно. Фуникулёр проработал до 60-х годов. Обустройство курорта не могло обходиться без обустройства пляжных территорий. В 1908 году на берегу моря на сваях была построена деревянная прогулочная палуба-променад, к нему вели несколько спусков-серпантинов. Из наиболее известных личностей в первой половине XIX века здесь часто отдыхал пианист и композитор Отто Николаи, автор знаменитой комической оперы «Виндзорские проказницы» по Шекспиру; Вильгельм Гумбольдт; гораздо позднее, в XX веке - Томас Манн и Кете Кольвиц. В первые годы XX века в Раушене частными лицами было развёрнуто усиленное строительство загородных домов, вилл, пансионатов, особенно в верхней части курорта.
Железная дорога представлена 4 составами из 4-6 вагонов - ЭР2К018, ЭР2К590 (реконструкция рижского завода RVR), ЭР2К604 (аутентичная круглая морда) и почему-то ЭТ2М073, подобная крюковским. Ходят они в Зеленоградск и Светлогорск, а также по ветке между ними. Все остальные ветки в Калининградской области не электрифицированы и там ходят рельсовые автобусы РА1 и РА2.
Это чудо заснято на Южном вокзале. Наша первая остановка - Светлогорск-1, который Орт.
Вечерние электрички в тот день сняли, как и в далеком 1972 году... Тогда случилась самая страшная трагедия в истории Калининградской области.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0_%D0%90%D0%BD-24_%D0%B2_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B5 Мы навестили памятник детям на кладбище возле Светлогорска-1 и часовню в верхнем городе, на улице Ленина. Вот так она выглядит с необычного ракурса, от оврага.
Страшно подумать, что здесь было 43 года назад. На земле у оврага есть некоторые следы работы техники, но в целом о катастрофе ничего не напоминает. А всего в ста метрах от часовни...
Почти стометровый обрыв и море.
Много моря.
Несмотря на отсутствие ограждающих перил у такой кручи, дорожки вполне себе благоустроены, даже для велосипедов.
Вот это большое и красивое слева - строящийся концертный зал. Там остались последние штрихи по отделке. Зачем такой монстр для 15-тысячного Светлогорска - ума не приложу.
А это - центральная улица Ленина. На ней идет торг янтарем, продается разная снедь, включая обязательные хот-доги и кукурузу, расположены несколько отелей и санаториев. Мы там посмотрели выступления уличных танцоров)
Светлогорск очень пафосный и элитный. Жилье в новостройках у моря продается по вполне себе московским ценам.
А это знаменитый спуск к морю и променаду.
Кроме него интерес представляют канатная дорога (не покатались, т.к. не дошли) и вот такое чудесное здание водолечебницы. Пара фото заимствованы из википедии.
Кроме водолечебницы вдоль улицы Ленина стоят бюветы с питьевой минеральной водой. По вкусу примерно как в Зеленоградске) Это там, где Мурариум. Мы вам его еще покажем. Нравится вам современный Светлогорск?