Рафаэль.

Oct 01, 2016 17:15

Сходили сегодня с Ностией на Рафаэля, очень довольны, но есть некоторые вопросы, которые хотелось бы обсудить.

Во-первых: почему "черный мел?" - каковы были его преимущества или недостатки, по сравнению с обычнум углем?

глядя на женские портреты, которые нам любезно одолжила галерея Уфиццы и др. итальянские собрания, я сразу вспомнила "Лезвие бритвы" И.А. Ефремова позволю себе процитировать:

"Интересно, что у нас в Европе в Средние века художники, впервые изображавшие обнаженное тело, писали женщин-рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено - им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе волосы надо лбом. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, «святых» Ариадн и богинь пятнадцатого века на картинах Ван-Эйка, Бурдиньона, Ван-Геса, де Лимбурга, Мемлинга, Иеронима Босха, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние итальянцы, вроде Джотто и Беллини, писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горожанку - рахитичную и туберкулезную. Позднее итальянцы обратились к моделям, происходившим из сельских или приморских здоровых местностей, и результаты вам известны лучше, чем мне. Интересно, что печать ослабления здоровья в городских условиях жизни лежит уже на некоторых фигурах позднейших римских фресок - те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы.
Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном стихотворении Дмитрия Кедрина «Красота»: «Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок…» Загипнотизированный авторитетом великих мастеров Возрождения, наш поэт считает выпуклые, рахитичные лбы «гордыми». Находя их у заморенных работой и голодом русских женщин прошлого, что, в общем-то, вполне естественно для плохих условий жизни, он проводит знак равенства между мадоннами и ими. А по-нашему, врачебному, чем меньше будет таких «мадонн», тем лучше..." © И.А. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Считаю, что Иван Антонович был, все таки, не совсем прав. Рахита, конечно, никто не отменял, но мастера Возрождения опирались на классические эллинистические образцы.

Возьмем рафаэлевскую Маддалену Строцци Дони (1506 г. н.э.) и сравним ее с Афиной Лемнией Фидия (440-450 гг. до н.э.)





Мы видим: тонкие редкие брови, высокий лоб, который у Афины скрыт кудрями, и прямую переносицу. Вот эта прямая переносица смотрится более или менее реалистично у скульптур, а в живописи кажется диспропорцией, которая уводит нас к иконописным образцам.

сравните: образ "Богоматери Оранты Великой Панагии" (конец XII - начало XII в. н.э.)


P.S. Спасибо Ностии, которая и провела сегодня на выставке эту параллель.

Previous post Next post
Up