И архетип, архетип, трижды архетип!

Jun 09, 2009 01:05


Посмотрели с сестрицей meirit, "Крабата". Лирику постараюсь выразить кратко: к О. Пройслеру отношусь с большим пиететом,по многим причинам, одна из них -  собственная интерпретация мифов лужицких сербов. ( о своей любви к подобным интерпретациям я могу распространяться долго и нудно, а ведь обещала без лирики....) Так что речь о конкретных произведениях: книге и фильме.
Я  убеждена,что ни одна из современных мировых религий,не в состоянии противостоять языческим первообразам, укоренившимся в человеческом подсознании (поклон Юнгу). Противостояние добра из зла -  тема возникшая  задолго до них. Вопрос только в том, в какую форму она облечена.
На первый взгляд в "Крабате" все ясно:  в  стране идет война -война есть зло;  на мельнице у Мастера учатся черной магии - тоже зло. "Крабат" -  повесть сказочная, стало быть добро должно победить зло. путем несложных заключений получаем заведомый хеппи энд, но так ли все просто на самом деле?
С войной все более или менее ясно (мне, по кр.мере): любая война,вне зависимости от ее целей есть зло и трагедия,другое дело,что иногда без нее нельзя обойтись.  
А вот с Мастером и мельницей все сложнее. Итак Мастер -  мастер (по книге и по первоисточнику - легенде) злой колдун,который сотрудничает с самим Дьяволом/Смертью, и поддерживает пламя войны. В фильме он, похоже, помогает Смерти еще и насылать чуму,перемалывая человеческие кости с помошью волшебного жернова. Мастер обучает колдовству подмастерьев, ВОПРОС,зачем он это делает? Знание -  сила и власть? Возможно....но, мастер не дает этим знаниям выходить за пределы мира мельницы. Стало быть дело не в этом. И вот тут надо приглядеться к самой мельнице. Во-первых она водяная, т.е. такой конструкции,что была наиболее распространенной на всей территории Европы и России.("с гаденькой улыбкой ": вот оно -  из-за угла выглядывает коллективное бессознательное). Во-вторых, в культурах народов, проживающих на этих территориях есть представление о т.н. "колесе года" -  (очень упрощаю) о смене сезонов согласно некоему повторяющемуся циклу. К этому циклу приурочены все обряды. Год, как круглый пирог можно делить на много кусков, но, наименьшим количеством этих кусков будет - 2 . Зима и лето -  Рождество и Пасха  - начало и конец "разреза в пироге". (Не случайно Крабат попадает на мельницу после Рождества). Снег,тьма,смерть -  зелень, свет,жизнь. И двенадцать подмастерьев не имеют никакого отношения к христианским аллюзиям - это 12 месяцев года. Мастер - само Время (как верно заметила сестрица, кивок в сторону  Андерсена). Мастер стареет вместе с Годом, и на место старого кроля может заявить права молодой претендент (здравствуй Артуровский цикл, опять таки по верному замечанию сестрицы поклон Фрэзеру и Грейвсу). И мастер в поединке дожен его победить, или проиграть....Но тогда у Мельницы- Года будет новый хозяин, иначе все -  стогнация, конец света.
И вот тут обозначивается шаг в сторону, котрый немыслим ни в одном мифе (за это, как известно, расстреливают) подмастерья.во главе с Крабатом поднимают бунт против Мастера-Времени. А вот его последствия (читай мораль все истории) в фильме  упрощены.
Книга: Крабат, котрый так стремиться к власти(магии) в начале, чувствует, что он попал в переплет,и не нужно ему уже этой власти такой ценой. При этом он сохраняет человеческие чувства(любовь,верность и способность сомневаться). И имено человек, в любой ситуации сохраняющий человеческий облик и достоинство, а не превращающийся в животное, может победить зло.
Фильм:  Крабат, победивший и разваливший Мельницу, уходит понимая,что теперь ему придется прожить жизнь обычного человека, не облченного властью. Ха, можно подумать он один до этого додумался из всех выживших подмастерьев. Не плохой такой задел на будущее, чтоб обратно вернуться к этой власти(колдовству).

P.S. Все сказанное выше можно благополучно пропустить...

А вот теперь, признаюсь, что все мои излияния были зафиксированы здесь с целью прояснения ситуации с архетипом Мельницы/мельника.
Понятно, что любой человек, имеющий отношение к ремеслу является носителем некоего сакрального знания. И если обычный человек вызовет гнев ремесленника.то он за это поплатится: гончар сделает выемку на донце горшка, и любое кушанье из него станет ядовитым; плотник подложит под матицу куколку и подселит в дом нечисть,  и т.п. но есть два ремесленника- "антагониста". Кузнец, котрый хоть и водится с чертом, но из под его рук выходят такие предметы,которые этого черта и отпугнуть могут.  Ножи, подковы и т.п. И мельник, который чаще всего выступает в качетсве отрицательного персонажа.  Отчего бы это?
Мое мнение таково: связь черта с огнем,что пылает в кузнице (ср. адский огонь)относительно "недавняя",  в дохристианской мифологии и космогонии огонь часто связывался с солнечным светом и самой жизнью.
А вот вода -  вода была символом смерти. (вспомним Кельтский пантеон: Мананнана/Манавидана сына Ллира, богиню Нертус/ Нехалению у древних германских племен,которой приносили жертвы на болоте).
Правда у этой теории довольно много минусов, на пр. как быть с греческим и римским пантеонами, где хоть и была река Стикс- граница, но вот водные  божества (Посейдон, Нерей и т.п.) вряд ли можно считать враждебными человеку...
Мне видится сугубо практическое объяснение (наивное однако) -  у греков,да и у римлян воды были теплыми. А вы попробуйте поплавать зимой в Северном море,Эльбе или Дунае вмиг или судрога и на дно,или на берегу подхватишь пневмонию мокром виде.

А вы как думаете отчего такое деление?

этнокультурное

Previous post Next post
Up