Как заведено, все картинки кликабельны.
Еще один поселковый недооцененный музей. Поскольку набрать группу очень проблематично, экскурс-бюро вышло из положения, прицепив к Черноисточинску Мурзинку. Я не против, потому что Мурзинка мне очень нравится; в третий раз так в третий раз. И, как обычно, на информационные материалы даю ссылки, а фото чуть дополняю непосредственными впечатлениями.
Итак, Черноисточинск находится в округе Нижнего Тагила, возник как рабочий, т.е. заводской поселок, и в этом качестве существовал и существовать продолжает. Речка Исток сама по себе невелика, но запруду создали знатную, и глубока, и широка. В чем, без сомнения, основная заслуга
Климентия Ушкова, талантливого мастера-гидротехника 19-го века.
.
.
Вид с горы на поселок и пруд.
Если вслушаться, сквозь завывания ветра и журчание речи экскурсовода пробивается колокольный звон. Видимо, к обедне звонили.
.
На гору ведет длинная лестница с удобными широкими ступенями. В целом, территорию "креативного кластера" окреативили как могли, кое в чем остроумно.
.
Неопознанный арт-объект.
Еще один.
.
.
.
"ЩЁ" - это обыгрывание одной особенности местного диалекта. Трудно сказать, сказалось ли тут влияние переселенцев из Малороссии, но черновляне (да!) в обыденной речи заменяют характерное уральское "чё" на "щё".
Это же просто гениально!
Музей, несколько студий-мастерских и кружков разместились под сводами бывшей заводской конторы демидовского завода. Это здание, по сути, часть плотины. Постройка 1721 года.
Внутри главные элементы конструкции сохранены
.
Мастерских нам показали две, по гончарному делу и по изготовлению натуральной косметики. Учебные гончарные станки новые, не хуже, чем в Таволгах (я б с удовольствием там пошаманила с глиной).
Главой же нашей целью был
музей наличников "Вычурны балясины".
Экспонатов не много пока, но Юлия - сама редчайший экспонат. Такого учителя истории по всему миллионному Е-бургу поискать. Мне ее позитивистский подход очень близок.
Ю. Начнем по порядку. Какую роль выполняли наличники?
Дама, побывавшая в музее наличников в Томске. Это оберег...
Ю. Если и оберег, то не в самую первую очередь. Прежде всего, это защита от ветра, холода и сырости, которые проникают через щели оконной рамы. Во-вторых, украшение избы. А почему наличники покрашены в основном в белый, голубой и зеленый?..
Та же дама. Белый символизирует свет, голубой - воду, зеленый - лес...
Ю. Да-да. И я так же искренне врала... Краска в сельпо была по преимуществу белая. А колеровали ее по-домашнему синькой и зеленкой...
.
.
.
.
.
.
.
.
Кержацкий, по всем признакам.
Без украшательств, основательный, с далеко выступающим карнизом. Последнему, кстати, тоже есть объяснение совершенно прозаическое.
Наличники в музее все молоденькие, 60-70-х годов прошлого века, и характеризуются двумя основными техниками.
В школьные годы я пару лет жила в маленьком городе Горьковской области. Большую часть города составлял тогда частный сектор, который собой являл натуральный музей наличников. Уж там и русалки, и сложнейшие орнаменты, и диковинные звери. Но то была так называемая
глухая резьба и объемная скульптурная. Коей владели... мастера-судостроители. В районах крупных рек бытовало подобное декоративно-прикладное искусство, на Урале - нет.
Что не делает уральские наличники менее интересными.
Некоторые способны загадывать далеко не простые загадки.
Спойлерить не буду, вдруг вы туда соберетесь ;)
А это очень хитрое зеркало, не дает себя сфотать.
Музейный домовой.
Черноисточинский Hotel de Ville.
p.s. Мурзинка. Около музея имени А.Е.Ферсмана, вид зимой.