Черноисточинск

Feb 28, 2024 22:04



Как заведено, все картинки кликабельны.
Еще один поселковый недооцененный музей. Поскольку набрать группу очень проблематично, экскурс-бюро вышло из положения, прицепив к Черноисточинску Мурзинку. Я не против, потому что Мурзинка мне очень нравится; в третий раз так в третий раз. И, как обычно, на информационные материалы даю ссылки, а фото чуть дополняю непосредственными впечатлениями.

Итак, Черноисточинск находится в округе Нижнего Тагила, возник как рабочий, т.е. заводской поселок, и в этом качестве существовал и существовать продолжает. Речка Исток сама по себе невелика, но запруду создали знатную, и глубока, и широка. В чем, без сомнения, основная заслуга Климентия Ушкова, талантливого мастера-гидротехника 19-го века.

.
.

Вид с горы на поселок и пруд.

Если вслушаться, сквозь завывания ветра и журчание речи экскурсовода пробивается колокольный звон. Видимо, к обедне звонили.


.

На гору ведет длинная лестница с удобными широкими ступенями. В целом, территорию "креативного кластера" окреативили как могли, кое в чем остроумно.

.
Неопознанный арт-объект.
Еще один.
.
.

.
"ЩЁ" - это обыгрывание одной особенности местного диалекта. Трудно сказать, сказалось ли тут влияние переселенцев из Малороссии, но черновляне (да!) в обыденной речи заменяют характерное уральское "чё" на "щё".


Это же просто гениально!


Музей, несколько студий-мастерских и кружков разместились под сводами бывшей заводской конторы демидовского завода. Это здание, по сути, часть плотины. Постройка 1721 года.


Внутри главные элементы конструкции сохранены

.


Мастерских нам показали две, по гончарному делу и по изготовлению натуральной косметики. Учебные гончарные станки новые, не хуже, чем в Таволгах (я б с удовольствием там пошаманила с глиной).
Главой же нашей целью был музей наличников "Вычурны балясины".
Экспонатов не много пока, но Юлия - сама редчайший экспонат. Такого учителя истории по всему миллионному Е-бургу поискать. Мне ее позитивистский подход очень близок.
Ю. Начнем по порядку. Какую роль выполняли наличники?
Дама, побывавшая в музее наличников в Томске. Это оберег...
Ю. Если и оберег, то не в самую первую очередь. Прежде всего, это защита от ветра, холода и сырости, которые проникают через щели оконной рамы. Во-вторых, украшение избы. А почему наличники покрашены в основном в белый, голубой и зеленый?..
Та же дама. Белый символизирует свет, голубой - воду, зеленый - лес...
Ю. Да-да. И я так же искренне врала... Краска в сельпо была по преимуществу белая. А колеровали ее по-домашнему синькой и зеленкой...


.
.
.
.
.
.
.

.
Кержацкий, по всем признакам.

Без украшательств, основательный, с далеко выступающим карнизом. Последнему, кстати, тоже есть объяснение совершенно прозаическое.

Наличники в музее все молоденькие, 60-70-х годов прошлого века, и характеризуются двумя основными техниками.
В школьные годы я пару лет жила в маленьком городе Горьковской области. Большую часть города составлял тогда частный сектор, который собой являл натуральный музей наличников. Уж там и русалки, и сложнейшие орнаменты, и диковинные звери. Но то была так называемая глухая резьба и объемная скульптурная. Коей владели... мастера-судостроители. В районах крупных рек бытовало подобное декоративно-прикладное искусство, на Урале - нет.
Что не делает уральские наличники менее интересными.
Некоторые способны загадывать далеко не простые загадки.


Спойлерить не буду, вдруг вы туда соберетесь ;)

А это очень хитрое зеркало, не дает себя сфотать.


Музейный домовой.

Черноисточинский Hotel de Ville.


p.s. Мурзинка. Около музея имени А.Е.Ферсмана, вид зимой.

воображение правит миром, личное это политическое, Россия

Previous post Next post
Up