Итак, впервые идея была публично высказана на форуме в гостевой сайта enlightment2005.narod.ru (ныне не существует) 21.12.2007, и вроде бы далее не уходила.
В эпоху Великой Французской революции существовала большая категория граждан - любителей глазеть на заседания Революционного трибунала и на публичные казни. Например, пейсатель Арну-нехороший человек (с). Адвокат Никола Белар. Художники, разумеется. Жак-Луи Давид, например. Но Давид, по крайней мере, не витийствовал потом про "кровожадную чернь". А вот его коллега Виван-Денон, кажется, очень толпу-с презирали-с.
Отношение к этим "свидетелям гильотины" у меня лично двоякое. С одной стороны... (вымарано самоцензурой). А с другой, они волей-неволей выполнили роль исторических репортеров. Конечно, верить им на слово не стоит без перекрестной проверки, ибо человека, который уже точно никогда не возразит, легко изобразить в любых красках. Робеспьера или Вилата - как трусов, Корде - как героиню.
Так вот, барон Первой империи Доминик Виван-Денон (Vivant Denon, 04.01.1747 - 27.04.1825) презирал "кровожадную чернь" и не прочь был смотреть на казни, это другое.
Некоторые рисунки представлены
в вики, а нас интересует
сборка шести листов из музея Лувра.
Официальное пояснение к рисункам:
En 1794 et 1795. Fouquier-Tinville ; un inconnu; Louis-Claude Châtelet et un inconnu; Jean-Baptiste Carrier, Jean-Jacques Goullin; Georges Jacques Danton; Jacques René Hébert et un inconnu. Sur un même montage huit révolutionnaires français pris sur le vif pendant leur procès ou sur le chemin de la guillotine.
Красным контуром я обвела портрет молодого человека "un inconnu". Предположим, что рисунок сделан во время процесса Фукье-Тенвиля со товарищи (весна 1795 года). Предположим, на рисунке - один из присяжных Революционного трибунала эпохи "якобинской диктатуры". По возрасту подходят трое:
Франсуа Жерар (François Pascal Simon Gérard, 04.05.1770, Рим, - 11.01.1837, Париж), самый молодой из присяжных, на момент суда ему 25 лет,
Франсуа Топино-Лебрен (François Topino-Lebrun, 11.04.1764, Марсель, - 30.01.1801, Париж), 31 год,
- оба художники, ученики Давида, "отмазанные" от levée en masse (всеобщей мобилизации), Жерар сделался бароном Первой империи, лояльный ко всем режимам, а Топино-Лебрен поучаствовал в неудачном заговоре против Бонапарта, за что и отправлен был на гильотину;
либо
Жоашен Вилат (Joachim Vilate, 09.10.1767, Аэн, - 07.05.1795, Париж), 27 лет.
Портрет Жерара в молодости существует, есть с чем сравнивать
Атрибутированных изображений Топино-Дебрена нет; что он запечатлел вот так себя и Демервиля - это всего только наше предположение
Сплошные предположения и допущения. Что еще сказать? По канонам эпохи, весьма красивый молодой человек. Лицо почти круглое, щеки присутствуют, глаза большие, нос вздернутый, ресницы длинные. Во вкусе Луи-Леопольда Буальи, например
Предки сегодняшних фоторепортеров-папарацци донесли нам многие эпизоды. Абрахам Жирарде (Abraham Girardet, 1764-1823) как рисовальщик и Берто (скорей, что не Дюплесси-Берто, а "дядюшка Берто", Pierre-Gabriel Berthault, 16.12.1737 - 03.03.1831) как гравер создали такую многофигурную композицию
Подпись гласит, что это суд над Фукье и Ко, 12 флореаля III года Республики.
Мне кажется, подпись неверна. Неточна. На гравюре на трибунах слева сидят подсудимые. Их шестнадцать, к каждому приставлен жандарм. На самом деле подсудимых было больше, а вот осудили шестнадцать человек. Поэтому логичнее, что на гравюре - момент оглашения приговора, и, стало быть, на календаре - 17 флореаля III года Свободы (6 мая 1795 года), пять часов пополудни.
Жерара оправдали, Топино-Лебрена оправдали на сей раз,
остался один молодой человек из бывших присяжных.
В книге Альфонса Дюнуайе упоминается, что после объявления приговора Вилат скомкал свою защитную речь и бросил в президиум суда. Во всяком случае, приговоренный (в красном контуре) явно нарушает порядок заседания, что-то выкрикивая с места.
А это появилось сравнительно недавно.
Рисунок, неизвестно чей, неизвестно откуда, кто, куды, чаво и как (с). Вполоборота к зрителю сидит Максимильен Робеспьер. Напротив него стоит Кутон (опираясь на костыль, что вообще-то для иконографии персонажа нетипично - его все больше в инвалидном кресле рисовали). Слева от МР стоит Антуан Сен-Жюст, почему-то словно подстриженный уже для гильотины. А четвертый персонаж... Филиппа Леба и Огюстена Робеспьера, пожалуй, исключим, очень уж молод даже по сравнению с Антуаном. Это может быть младший Дюпле, конечно. Но обстановка больше похожа на рабочую, чем на домашнюю. Этот товарищ может быть неким служащим Комитета общественного спасения. Ну, а может...
Забрасываю в ноосферу - пусть, кто сумеет, сделает из этого диссертацию ;)
Но так просто я не уйду, давайте сыграем в наше обычное "верю-не верю )
Poll