Август 1793 года. Несмотря на все трудности внешнего и внутреннего положения, единая и неделимая Французская республика, а именно ее правительство - Национальный конвент -
решает задачу создания системы народного образования.
Подать свой проект может любая гражданка и любой гражданин.
Рассмотрением проектов занимается компетентная Комиссия по народному образованию, у деятелей Комиссии - совершенно разные взгляды на принципы воспитания и образования.
Организатор и модератор игры, Наталка=
vive_liberta и все мы, участники и сочувствующие, вдохновлялись только что опубликованной в нашей библиотеке раритетной и ценнейшей, единственной в своем роде книгой
"Педагогические идеи Великой французской революции: речи и доклады".
В игре надо, по возможности, учесть исторические реалии (без фантастики и без альтернативных событий).
Персонажи, подающие проект, могут быть "настоящие"
(хоть Шометт, хоть Лолотта Демулен; исключаются лишь те, чьи проекты присутствуют в книге О.Сыркиной. И эмигрантов, пожалуйста, не берите. Очень жаль, тов.Мунье бы хотела послушать, но правила есть правила.)
или вымышленные. Для вымышленных персонажей надо указать имя, возраст, род занятий, семейное положение, место проживания.
Например: Симона Бове, 35 лет, имеет троих детей, жена торговца сукном, постоянно живет в Меце. Разумеется, грамотная и думающая гражданка, если имеет свое мнение по вопросу и в состоянии связно его изложить.
И, само собой, соотносить высказываемое мнение с социальной принадлежностью и характером, который вы создадите.
Срок подачи проектов - 30-31 июля.
Комиссия сделает заключения по каждому из проектов.
Цели у нас с вами, граждане коллеги, две:
* как обычно, "погружение в эпоху", т.е. попытка вникнуть в мышление людей 18 века, представить уровень знаний того времени о педагогике, "подстроиться" под язык и стиль эпохи;
* конструкция проекта, чтобы он был и выполним в то время и в тех условиях, и максимально давал возможность поднять грамотность населения, качество образования, и обеспечивал определенные моральные установки личности через воспитание и образование.
чтобы не казалось, что управлять государством - это легко и просто ))
Наконец-то! Наконец удар нанесен и по этой важной привилегии аристократов.
Ну да, они-то считали, что детишкам санкюлотов незачем учиться, достаточно с них будет зазубрить молитвы. Черт побери! Чем более темен народ, тем легче держать его в рабстве.
Но теперь-то с этим будет покончено. Благодаря плану, составленному мучеником свободы, славным Лепелетье, и доложенному доблестным защитником санкюлотов Робеспьером, мы заставим гнусных богачей, разжиревших на нашей крови и слезах, раскошелиться на народное дело. Прямой налог на образование! И пусть сколько угодно вопят недобитые аристократы в самом Собрании, а наши сыновья сядут за одну парту с ихними, и сокровища знания, которые дороже сокровищ Перу, прежде ревниво охраняемые жадными привилегированными, сделаются доступны всем.
Конвенту следует взять на себя контроль за новыми школами, направляя туда лишь достойных людей, истинных патриотов, дабы ребятишкам внушались только республиканские добродетели, уроки свободы и равенства.
А кто может лучше, чем сами родители, уследить, кому они доверяют своего сына? Вот потому каждый учитель, назначенный или присланный, должен проходить утверждение на собрании граждан того округа, где находится школа.
Но где же разместить все эти школы, говорите вы? Чего проще! После того, как мы выгнали с насиженных мест аристократов и с ними толстых блудливых попов и монахов, разве не право санкюлотов, своим трудом создающих богатства республики и проливающих кровь на границах для защиты отечества, употребить их имущество для закрепления завоеваний свободы?! Монастыри, замки должны быть задействованы под школы. Небось в каждом дистрикте найдется бывший приют чернорясников, с крепкими стенами, чистыми колодцами и хорошо сложенными печами. Пусть-ка они послужат теперь против угнетения!
Что ж до наших маленьких патриоток - нет лучшего для них воспитания, чем пример матери и уроки добродетели, скромности и гражданственности, преподаваемые в кругу семьи. Пусть только позаботятся о том, чтобы их учили читать и писать по специально для того изданным книжкам, с поучительными рассказами из истории, в которые не проник бы поповский яд, черт побери!
Пускай же Собрание поскорее узаконит новую школу. А уж я по такому поводу пропущу непременно стаканчик - за здоровье всех добрых патриотов и народных представителей!
Гражданка А., 18 лет, живет в Париже вот уже 3 месяца, но город почти не видела. Ей немножко боязно выходить одной далеко, а брат занят по целым дням. Она ходит в лавку за хлебом и сахаром и на рынок, ведет маленькое хозяйство. Все то же самое, что дома. Ей некогда скучать. И ей кажется, что в Париже жизнь течет быстрее. Бурлит, как горячие источники в Исландии, про которые она читала в описании путешествий.
Она каждый день покупает газеты, и - хорошо, что у нее появились подруги, - иногда ходит на галереи Якобинского клуба и Конвента слушать дебаты.
«Скажи, Филипп, а много предложений подают в комиссию по народному образованию? - спрашивает она однажды вечером. - Наверное, у депутатов и так много работы, но… Если бы я умела хорошо писать!»
И она начинает развивать перед слегка удивленным братом свой план.
«Я с таким восторгом слушала доклад Максимильена, но, знаешь, план гражданина Лепеллетье слишком велик. Его трудно будет исполнить сразу. И потом, я не представляю, как бы могла расстаться - с нашими родными!..
Все-таки, наверное, Конвент будет вводить этот план постепенно, и пока что многие дети будут получать образование дома. И вот что мне пришло в голову поэтому.
Самые первые впечатления и понятия нам прививает мать. Значит, для того чтобы дети становились потом хорошими гражданами, начинать воспитание надо бы с матери?
Представь, что в каждом кантоне была бы материнская школа. Это были не бы не такие большие расходы. Матери семейств и молодые супруги собирались бы вместе раз в неделю. К ним бы приходили местные учителя.
Во-первых, они учили бы наших гражданок основам грамматики, чтению и письму. Это очень важно, а ведь сколько тысяч людей, особенно в деревнях, совсем неграмотны!..
Затем, учителя и магистраты учили бы женщин правильно понимать законы, ясно и просто объясняли бы работу Конвента и политику дня.
В школы приходили бы и врачи. К сожалению, от невежества и предрассудков родителей столько детей погибает во младенчестве. Мать, которая рядом с ребенком, должна уметь оказать ему первую помощь.
А еще… В самых бедных семьях женщина, готовящаяся стать матерью, не может бросить работу. А если из-за слабого здоровья все-таки она вынуждена это сделать, семья лишается части своих доходов. Разве не могли бы жители кантона давать будущим матерям, за два месяца до срока и два месяца после рождения ребенка, общественную работу, которую женщина может исполнять, не вредя своему здоровью и своему малышу? Например, вязание. Починку одежды… Что-то вроде маленьких-премаленьких национальных мастерских.
Пока дети еще не могут начать приобщаться к труду в своей семье, они часто предоставлены сами себе, под мимолетным присмотром старших сестер и братьев. В семьях, ну, таких, как наша, где женщины заняты только домашними делами, мать семейства и ее старшие дочери могли бы несколько часов в день собирать у себя детей своих бедных соседей, матери которых работают. Да-да, я бы сама… с огромным удовольствием! Я водила бы их гулять, рассказывала бы им и читала, учила с ними песенки, умывала, кормила и укладывала спать. А их матери и отцы были бы спокойны весь день. Сначала такие детские сады были бы добровольными, но потом стали бы обязательными для всех граждан. И это тоже способствовало бы привитию понятий равенства, не на словах, а на деле.
Может быть… когда-нибудь у тебя найдется время, и ты напишешь для комиссии по народному образованию то, что твоя сестра изложила так неловко, но с самыми добрыми намерениями?..»
Граждане представители народа!
Вы покрыли себя неувядающей славой - создали Конституцию, воплотившую надежды 25 миллионов французов.
Теперь настает время дать народу те установления, которые обеспечат исполнение Конституции, всеми властями и всеми гражданами. А что может более всего укрепить республиканский дух и гражданскую добродетель, если не забота о просвещении!..
Теперь настает время дать народу те установления, которые обеспечат исполнение Конституции, всеми властями и всеми гражданами. А что может более всего укрепить республиканский дух и гражданскую добродетель, если не забота о просвещении!..
Воздавая должное вашей мудрости, я хочу говорить с вами о просвещении самых первых воспитательниц человеческого рода - о просвещении гражданок.
Принципы свободы и равенства не распространятся повсюду до тех самых пор, пока их носительницами не станут наши гражданки, матери, жены, сестры и дочери защитников Отечества. Но принципы становятся таковыми только лишь в действии. Чем можем мы послужить общему благу?
Природа создала нас слабыми и поэтому наше предназначение в помощи, милосердии и врачевании. В то время, когда мужчины выказывают свою доблесть на полях сражений, наш удел - облегчать страдания раненых и ухаживать за ними. Откройте двери госпиталей и больниц для нас - и вы обретете в нашем лице самых ревностных, терпеливых и усердных сестер милосердия!
Гражданки, наделенные, по своему положению, достаточным состоянием и имуществом, должны посвящать милосердию то свободное время, которым они располагают в большом количестве. Гражданки, семьи которых живут трудами их рук, если они пожелают и будут способны отдавать свои силы и искусство уходу за больными, должны получать за эту работу государственную плату, не меньшую, чем получали прежде.
Предназначенные самой природой для воспитания потомства, женщины являются и лучшими учителями. Если вы, о граждане законодатели, обратитесь к нам с призывом открывать благотворительные школы, где бы мы бесплатно обучали детей бедняков навыкам чтения, письма, геометрии и истории, - я предвижу, как много горячих откликов нашел бы этот призыв!
Дайте же нам возможность быть полезными, доказать свою преданность Республике и Свободе, проявить способности, долгое время, под игом тирании, поглощаемые пороками праздности! Тогда мы станем достойными вашими помощницами и подругами.
10 августа 1793 года
Гражданка К., проживающая в Бордо, 20-ти лет, из семьи честного негоцианта,
воспитывающая сына на благо Отечества
Приветствуя в целом мудрый и благодетельный план всеобщего бесплатного воспитания, составленный нашим славным коллегой Ле Пеллетье и представленный нам в докладе другим нашим коллегой, Робеспьером, от имени комиссии по народному образованию, я, тем не менее, хочу внести к нему ряд поправок.
Бесспорно, что план утверждает подлинный дух равенства и гарантирует естественные права гражданам Республики. Исполнению его немедленно препятствуют две причины.
Первая - та скудость средств, которыми сейчас может распоряжаться нация. Другая - то сопротивление, которое встретит план со стороны аристократии. Таким образом, вместо того, чтобы способствовать распространению согласия, он вызовет в обществе еще одну повод для раскола.
Поэтому мое предложение заключается в том, чтобы дать некоторое время для перехода от существующей системы образования к новой.
1. Со следующего года обязать все национальные и частные школы принять для бесплатного обучения на первой ступени всех детей данного дистрикта, подходящих по возрасту, то есть 6-, 7- и 8-ми лет. Расходы на их обучение несут как национальная казна, так и состоятельные граждане. Для детей, которые не могут сами добираться в школу каждый день из-за отдаленности их поселка, необходимо организовать интернаты при школах или использовать уже имеющиеся.
2. Для того, чтобы по-настоящему прививать детям чувство равенства, привычку трудиться и полезные практические навыки, каждый год, с июня по август, все дети данного округа должны заниматься не менее целого месяца в трудовой школе.
Поделенные на трудовые коммуны по 10-20 человек, вместе с двумя своими наставниками они должны поселяться на ферме у одного из семей округа, и в течение месяца помогать в тех сельскохозяйственных и ремесленных работах, которые и составляют основу этого хозяйства. Будь то выращивание овощей и фруктов, скотоводство, гончарное или ткацкое ремесло - в любом хозяйстве всегда найдется дело, посильное, неутомительное и полезное как для хозяев, так и для детей.
Содержание детей коммуны обеспечивают их родители «вскладчину», делая взнос, сумма которого пропорциональна доходам семьи.
В свободные часы наставники разъясняют детям научные основы и принципы земледелия и работы разных хозяйственных механизмов, легко и занимательно, в форме игры. Дети и их наставники вместе читают вслух недлинные занимательные истории и обсуждают их. Те, кто уже опередил своих сверстников и научился большему, благодаря возможностям своей семьи, передают свои знания детям рабочих. А маленькие санкюлоты, которым уже знакомы тонкости практических работ, помогают детям, доныне знавшим только праздный досуг, осваивать ремесла.
Особенно полезна трудовая школа для уменьшения различия между городским населением и сельским. Несомненно, это будет способствовать тому, что представители разных профессий станут с бОльшим уважением относиться к труду других.
А свежий воздух, разумная физическая нагрузка, новые впечатления и простая, хорошая еда дадут детям набраться сил и здоровья.
Анахарсис Клоотс, гражданин мира
Граждане законодатели.
Какими бы бурными не были ваши споры о проектах новой школы, я уверена, что вами руководит только забота об общем благе, а не частные интересы и раздоры, и что ваше решение будет самым разумным из возможных. Я хотела бы привлечь ваше внимание к двум статьям, важность которых указывал в свое время Друг Народа.
Декретируя обязательное всеобщее начальное образование, бесплатное для детей трудящихся, вы сделаете решительный шаг навстречу настоящему равенству.
Вместе с тем, есть опасность убить необходимый для прогресса дух соревновательности и распространить леность.
Чтобы избежать этого, каждый год обучения должен заканчиваться публичными экзаменами перед независимым жюри, а учителя должны дать справедливую оценку каждому ученику, насколько он проявил требуемую старательность и отвечают ли его успехи его способностям. Ученики, не показавшие прилежания к учебе и труду, должны отчисляться из школы или оставаться на более короткий испытательный срок (один семестр).
Это особенно важно в самом начале введения новой системы, когда не все школы смогут перейти на бесплатное обучение и принять всех желающих. Лентяи должны быть лишены права занимать место, предназначенное для учеников, показывающих жажду знания и рвение в учебе.
Другой статьей является создание профессиональных школ для девиц того класса, в котором женщины, как правило, не работают, и вынуждены быть обузой своей семье до самого своего замужества.
Спокойствие, аккуратность, гибкие и ловкие руки - вот качества, нужные при изготовлении мелких деталей, точных механизмов, в типографском наборе - хороших и честных профессиях.
Следует уделить внимание и профессиональному образованию в сельских местностях и разрешить женщинам обучаться акушерскому делу, уходу за больными и ветеринарии. В отдаленных глухих кантонах, где на десятки миль нет иногда ни врача, ни фельдшера, бедняки все равно вынуждены прибегать к помощи знахарок и шарлатанов. Так не разумней ли передать эти отправления в руки специально обученных женщин.
гражданка А.Марат, девица, 33 лет.
Париж, округ Кордельеров,
занимается ювелирным и часовым ремеслом
…Между нашими чувствами и разумом существует двойная связь: впечатления дают толчок мысли, мысль, со своей стороны, пробуждает отклик не только в рассудке, но и в сердце, - я повторяю эту очевидную истину только для того, чтобы подчеркнуть, что воспитание и образование неразрывны, и любая попытка отделить одно от другого была бы бесплодной.
Итак, мы говорим о воспитании, подразумевая воздействие на все пять чувств ребенка и его рассудок, формирование его сердца, ума, души и тела. Следствием республиканского воспитания должны быть нравственность, характер и знания.
Под нравственностью я понимаю сознательное и твердое исповедывание принципов. Не простодушие, не ведавшее искушений и сомнений, не слепое повиновение запрету или обычаю, но добровольный выбор человеческого существа между добром и злом, уважение свободы собственной и свободы других. Только такая нравственность может стать прочным фундаментом равенства.
Характер предполагает следование нравственным принципам в поступках.
Наконец, знание - это то, что дает человеку, во-первых, возможность судить о явлениях повседневных, во-вторых, об общих законах природы и общества, в-третьих, применять эти знания для управления вещами и людьми. Ибо любой труд и есть управление материальным миром и общественными элементами.
Человеческая натура обладает громадной способностью к саморазвитию, нуждаясь лишь в первичном импульсе. И с уверенностью можно сказать, что правильные основы, преподанные ребенку в самом нежном возрасте, принесут свои всходы, независимо от того, будет ли он продолжать дело своего отца и деда - я имею здесь в виду прежде всего земледельцев и ремесленных рабочих, или же выберет новый путь…
Сказанное относится в еще большей степени к женщинам, положение которых в обществе до сих пор мало отличалось от положения рабов и прививало им все пороки этого несчастного положения. А рабы не могут в одночасье стать свободными, их нужно для этого прежде воспитать как свободных людей, в противном случае они воспримут не свободу, а только вседозволенность.
…Соглашаясь с тем, что начальная ступень образования должна быть общедоступной и в ближайшем времени стать для всех обязательной, я возражаю против интернатов. Несколько лет обучения и жизни в отрыве от той среды, в которую предстоит вернуться детям, не просто лишит их родительской любви и ласки, тех необходимых и полезных привычек и навыков, которыми во многом определяется повседневная жизнь и труд. Я думаю о другом: не имея с чем сравнить принципы и знания, которые они получают в школе, вернувшись в свою среду, дети окажутся в растерянности. Выдержит ли воспитанная в них нравственность столкновение с суровой действительностью? А постоянная смена впечатлений, противоречивые наблюдения научат их различать благо и вред, истину и ложь, и закалит характер, как закаляет металл смена горячих и холодных температур.
…Школы начальной ступени должны быть национальными. Школы второй и третьей ступеней могут быть как национальными, так и частными. Для открытия частной школы ее организаторы должны получить лицензию от комитета народного образования.
…В отношении школ второй и третьей ступеней, я думаю, нужно следовать все более глубокой специализации. К 13-14 годам будущность ребенка уже вполне определяется, как и его способности. Поэтому школы следует разделить на военные, технические, для подготовки инженеров, техников, механиков и др., торговые и гуманитарные - с обучением праву, словесности, философии и проч. моральным наукам.
Учеба в них может быть пока только платной. Но, как это практиковалось и доныне, наиболее способные дети из семей с малыми доходами, могут обучаться на субсидии, выделяемые им государством или частными лицами, желающими поддерживать талант…
П.Лакло
Написано в июле сего года, в Версале.
Бригадный генерал артиллерии в отставке, 45 лет, женат, имеет дочь.
Граждане представители народа!
В те дни 92 года, когда мощное дыхание Свободы стерло, наконец, с лица Франции оплот тирании, я имел случай предложить вам свои скромные размышления об устройстве народных школ и организации воспитания, и даже удостоился незаслуженно похвального отзыва. Однако сегодня то, что казалось новым еще вчера, вызывает лишь снисхождение, и совершенно не годится для будущности. Меньше чем год тому мысль об обязательном интернировании всех детей могла бы вызвать недоумение, но теперь, вернувшись только что из юго-западных департаментов и воочию наблюдая, как контрреволюция раздувает пламя федералистского мятежа и ужасной гражданской войны и как способствует этому невежество народа и в особенности дух, противный духу Равенства, я увидел все спасительное величие этого плана - меры, быть может, суровой, но единственно необходимой.
Часть I
Я предлагаю создать 3 ступени школ:
- 1-я, бесплатная и обязательная для всех, охватывает мальчиков и девочек от 5 до 10 лет. На этой ступени детей должны обучить началам грамматики, то есть письму, чтению и правильному французскому языку, арифметике, правилам гражданской морали, первичным элементам логики, началам естественной истории и основам землепользования; их также следует познакомить с особенностями природы и климата той местности, где они живут, и с местными ремеслами. По окончании 5-летнего обучения дети могут вернуться в свою семью или продолжить обучение на следующей ступени. Но даже те, кому неполное еще совершенство нашей системы не позволит оторваться от повседневного труда ради образования, с привитыми им понятиями и навыками уже станут лучшими помощниками своим отцам и матерям, уже принесут в свою среду начала морали, разума и культуры. Эти школы будут называться «школами добродетели».
- 2-я ступень, охватывающая мальчиков и девочек от 11 до 13 лет, будет называться «школой разума». По окончании ее дети должны получить более глубокие понятия в современных науках и практических их приложениях и сдать публичный испытательный экзамен. За обучение в ней плата должна быть посильной для как можно большего числа граждан, а часть расходов должна покрываться из национального бюджета, но на содержание и обучение каждого ребенка затраты должны быть одинаковы.
Мне представляется важным не исключать на этом этапе из системы образования девочек, и вот почему.
Ученики «школы разума» будут помогать учителям «школы добродетели», и те из них, кто проявит в этом особое усердие и способности, со временем сами могут сделаться учителями. Этот труд, требующий не столько физической силы и выносливости, сколько доброты, терпения, снисходительности и добросовестности, вполне подходит женской природе, а самим гражданкам даст возможность добывать средства к жизни общественно полезным и честным трудом.
- 3-я ступень, охватывающая детей от 14 до 17 лет, будет называться «школой искусств», когда отроки окончательно овладевают избранным ремеслом, совершенствуют знания и мастерство.
Полная и точная программа для каждого типа школ должна быть составлена Советом по народному образованию, составленному из граждан, имеющих больший опыт работы учителями, ученых и представителей народа.
В соответствии с программой должны будут быть написаны и учебники и инструкции для учителей, обязательные к выполнению в каждой школе.
Часть II
Введение системы народного воспитания и обучения не может произойти сразу.
Я предлагаю:
1) Начать с первой ступени, для чего до 1 сентября с.г. в каждом кантоне составить списки детей от 5 до 10 лет с подробным описанием условий жизни их семей, распределить их по школам и классам, с тем, чтобы к 1 октября назначить для них учителей и подготовить помещения для житья, игр, занятий и труда. На первых порах для этой цели можно использовать национализированные имущества церкви, расположенные в здоровой местности, в которых есть и помещения для библиотеки, мастерских, трапезные и проч.
2) Число учеников в одной школе не должно быть менее 50 и более 300, а число учеников в каждом классе не должно быть более 25.
Классы должны объединять учеников одного возраста, чтобы учителя могли приспособлять свое объяснение к их развитию.
3) На всех 3-х ступенях должно уделяться большое внимание подвижным играм, гимнастике и гигиене, а также музыке и наблюдениям над природой.
Следует категорически исключить все телесные наказания в школах. Наказание должно быть лишь моральным, соответствовать возрасту детей и тяжести их проступков.
4) Учебное время будет установлено с 1 октября по 1 мая, с недельными рождественскими вакациями, то есть в тот период года, когда трудовая жизнь в деревнях менее напряженна, и родители могут отправлять своих детей в школу без ущерба для их хозяйства.
5) Возложить попечительские обязанности следует на родительские комитеты, которые будут избираться самими гражданами и регулярно обновляться. Я считаю, что в такие комитеты могут входить не только отцы семейств или опекуны, их замещающие, но и почтенные матери, чья гражданская нравственность удостоверена будет ее соседями по кантону и округу.
6) Средства к созданию и жизни народных школ должны будут поступать в виде прямого налога на образование, установленного единым для всей Республики пропорционально доходам семьи. Однако мне представляется правильным, если часть расходов будет возложена на муниципальную казну и будет взиматься с родителей учеников в виде тех продуктов, которые являются предметом их производства или торговли, если такое возможно: овощи и молоко, ткани, мебель, посуда, бумага для письма и счета и многие другие вещи, необходимые в обиходе школы, могут поставлять ей непосредственно родители учеников. Зная, что в этой школе находится его сын или дочь, какой фабрикант позволит себе сбыть туда негодный, залежавшийся ситец или дурно изготовленные сыры?!
7) в каждом кантоне в течение полугода составить списки детей в возрасте от года до 12 лет, распределить их по школам и классам. И со следующего года создавать школы 2-й ступени, привлекая в них сначала детей 11 лет, через год - детей 12 лет, и так далее.
Часть III
Что касается предметов в школах, то их следует преподавать в их взаимосвязи. Так, чтению и письму следует обучать на примерах из естественной и гражданской истории, арифметике - по задачам, отражающим повседневный труд, чтобы временная оторванность детей от обычных условий их жизни не лишила их потом активного участия в этой жизни, не давала им формальные, бесполезные знания и не развивала в них пустое модничанье и тщеславие перед своими старшими братьями и сестрами, не получившими образования.
Что касается религиозного воспитания - оторвать вдруг широкие массы народа от религии было бы скорее вредно, тогда как сохранение ее может быть полезно, до тех самых пор, пока она помогает поддерживать добрые нравы. Однако не следует включать религиозные тексты в содержание учебных книг и уроков, из монастырей следует удалить прежние атрибуты, оставив лишь по одной скромной часовне при каждой школе. Конституционные священники католической и протестантской, а также иудейской религии, будут приходить в школу раз в неделю, для отправления необходимых обрядов, в соответствии с желанием родителей и самих учеников.
Вот, вкратце, дополнения к мудрому плану Ле Пеллетье, начертанному пером истинного апостола Равенства.
Есть семена, которые, будучи посеяны весной, приносят через несколько месяцев обильную жатву.
Но чтобы взрастить дерево, нужны годы упорного и кропотливого труда, тревог и забот, но тем слаще его плоды. Таковы и первые ваши шаги в деле народного воспитания и образования - они потребуют многих усилий, но непременно оправдаются!
Семпроний-Гракх Вилат,
двадцати четырех лет, конституционный викарий прихода Аржантон,
учитель коллежей в департаментах Верхняя Вьена и Крез.
папаша Дюшен - тов. Синяя блуза
гражданка Анриетта Леба - Валентина Березовый сок=
marianne68гражданка Терезия Кабаррюс - Бель=
bella_casusгражданин Анахарсис Клоотс - тов. Cosmopolite
гражданка Альбертина Марат - мистер Nevile
гражданин Пьер Лакло - L del Kiante=
lillibuleroгражданин Жоашен Вилат
j_tivale - ну, так скажем, сам за себя ;) разве что ГлавВрач Шарантончика
caffe_junot грамматику проконтролировала
Развитие игры мы наметили по двум линиям: обсуждение и критика проектов гражданами из комиссии по национальному образованию и (альтернативка, однако!) рассказ от лица воспитанника или воспитанницы, получивших образование согласно каким-либо из этих проектов. К сожалению, игру прервали, хотя... Может быть, мы или наши последователи однажды вернутся к теме!