Граждане коллеги, ведь вы не ждете от человека, который читает книги исключительно со средины, что он будет придерживаться хронологии нашего путешествия?..
Мы выгрузились поздно-поздно вечером.
Отель расположен напротив железнодорожного вокзала, классического вокзала старой Европы в стиле модерн, с
полукруглой крышей, с пальмами у входа.
Отель тоже занимает старое здание. У меня был номер с "эркером" - балкончик-фонарик,
выходящий во внутренний двор-колодец.
Ухватив на reception карту города, я попыталась определить, где мы находимся, и взглядом сразу выхватила из сети улиц название "rue de A.Thiers". Разумеется! Встреча не радостная, но на свой лад
закономерная.
В этих южных приморских городах особый свет. Как будто лазурь воды и неба перешла в светлый камень стен и мостовых. Возможно, в пасмурную погоду впечатление было бы иное, но нас встречало ясное, в пушинках облаков небо Приморских Альп, небо Прованса.
Nice. По-английски было бы "найс", "милая".
По осеннему тихое, по-летнему свежее утро, мысль о том, что в нескольких сотнях метров за домами - сияющий простор
Cote d’Azur (и это не преувеличение), круассан и хорошо сваренный кофе сообщали легкую курортную бодрость… как если бы я провела здесь пару недель. Впрочем, так оно и есть: раз море я видела, хоть один час, - значит, год задался, несмотря ни на что.
Широкий пологий пляж был почти пуст.
Тут произошло с нами очередное приключение из серии «свой среди чужих, чужой среди своих». Пара юных отдыхающих из России (они между собой говорили громко, ошибиться невозможно) позировали друг другу на волнорезе; им захотелось запечатлеться вместе. С этой целью молодой человек протягивает мне фотоаппарат, с просительной улыбкой и фразой… это звучало примерно как "силь ву пли-из". Я, шутки ради, отвечаю: авек плезир, щелкаю кнопкой, отдаю фотик. И барышня - на полном серьезе - благодарит: мерси боку.
*
Обзорная экскурсия не обещала быть интересной. А если без ненужной тактичности - обещала быть неинтересной. Мы
пустились в свободное плавание.
Дворец правосудия. Слоган над дверями хорошо читается? :)
Перед ним
площадь старого рынка. Некогда он был цветочным. Вот отсюда доставляли по всей богатой Европе терпко-душистую мимозу, нежные фиалки. Фиалки из Ницы, это ведь почти что брэнд! Сейчас здесь торгуют сувенирами, ароматическими саше, фруктами и в последнюю очередь цветами.
Как и южные соседи, испанцы и португальцы, жители Прованса любят
декоративную керамическую плитку.
Желтый, лиловый, зеленый, голубой.
Солнце,
море, горы, поля цветущей по весне лаванды. Кажущаяся беззаботность.
Однако на нас лежала высокая миссия, не исполнив которую, мы не могли бы считать вояж состоявшимся.
*
Рискуя разочаровать заинтересованных, скажу, что от пребывания генерала Бонапарта в Нице остался
скромный материальный след. Не считая улицы, названной его именем.
Заключенный в Нице, год 1794.Другому персонажу повезло больше.
*
Музей Массена располагается на Английской набережной. Мы решили никого не расспрашивать и опознать его без подсказок. И пошли вдоль моря, всматриваясь в фасады зданий…
Ну, что я говорила!Чуть в глубине, полускрытая субтропической растительностью, молочно-белого камня вилла с ампирными колоннами.
Табличка и
вензель на воротах.
Нам так обрадовались! Право же, приятно, когда служащие ведут себя так, будто только нас и ждали. В музей нас пустили бесплатно, как первых посетителей, наверное. Третий раз со мной такая история во французских
музеях. Как бы то ни было, мы оказались не только первыми в это утро, но и единственными.
Виллу выстроил один из герцогов Савойских. Массена, как я понимаю, ее то ли купил, то ли взял в качестве трофея или контрибуции. В первом этаже воспроизведены четыре интерьера.
Кабинет. Шкафы с застекленными дверцами, от уровня среднего человеческого роста до потолка (какая же нужна была лестница, чтобы добраться до верхней полки?!), письменный стол, кресло, все из темного дерева, с
резьбой, достаточно скромно и сдержанно. Подборка книг меня интересовала, как всегда. Вот только читать названия на корешках неудобно снизу. Запомнила "Естественную историю" Minerau.
Столовая. "Гвоздем" является полуовальный стол - "формы севрского бисквита", гласит табличка, изготовленный в честь рождения дофина (первого сына Людовика XVI и Антуанетты).
Портретный салон. Прямоугольная комната, в противоположность двум первым с избытком позолоты и завитушек. Портретов два: на северной стене - Наполеон Бонапарт кисти Жерара (1805; копия, конечно), на восточной -
Наполеон III с женой. И статуэтка "Амур" работы Пьера Картелье (1806). Отметила я ее лишь потому, что Картелье нам знаком по другим работам.
Большой салон. На стенах батальные полотна (Эбесберг, Эйслинг, Риволи). Табличка призывает посетителей особое внимание уделить мебели мастера Гамбса Франсуа-Оноре Жакоба (1770-1841). Приятная такая светло-серо-голубая обивка, как заставка сайта моего домашнего провайдера.
При подъеме на второй этаж сталкиваешься нос к носу с волонтером Андре Массена образца 1792 года, рядом же - его портрет уже в чине дивизионного генерала (1796), а еще дальше - почтенная супруга генерала, Розали
Ламар. Тут же копия с Жераровской Жозефины. В целом этаж занимает портретная галерея знаменитых местных уроженцев (савойцы, Шатнеф, Гарибальди), эстампы, представляющие традиционные костюмы жителей Ниццы, пейзажи. Замыкает эту часть экспозиции выставка постеров начала 20 века. Так, немножко модерна, немножко ар-нуво. Реклама мыла и парфюма в том числе.
Маленький зал - salon du monde - относится ко Второй империи и передает вкратце артистическую и литературную жизнь Ницы.
А третий этаж - ассорти. Все, что так или иначе относится к когда-либо отдыхавшим в Нице деятелям искусства и литературы.
Вилла строилась с пониманием: чудесный вид на море, ласковая прохлада, много света.
Поблагодарив всех секьюрити за гостеприимство, мы попрощались и с тем, в чью честь назван музей:
"Гражданин маршал, равнение на птичку!"*
Что касается православной церкви в духе собора Василия Блаженного и оригинальных "доспехов" святой Жанны д’Арк, лучше, чем было снято для
дня рождения Терезы, нам не сделать.
* * *
Перейдем прямо… Не прямо, а очень извилистой дорогой, в княжество Монако. Той самой дорогой, где проходит финал гонок «Формула 1». Говорю честно, я бы по ней проехала повторно, только если бы от этого зависело спасение моих близких или предотвращение глобальной катастрофы на Земле. Похожий серпантин, когда
с одной стороны на десятки метров внизу море, а с другой стороны, тоже на десятки, отвесная скала, мы уже проходили в Хорватии.
Монако и Монте-Карло в еще большей степени, чем Ница, могут служить поводом развить тему о роскоши (как вы, граждане Мари-Жан и МР?..) Спору нет:
приятное местечко, радуют глаз
чистенькие строения и
палаццо, гармонично вписанные в пейзаж; даже
темно-зеленые ладони кактусов и султаны пальм какие-то особенно сытые и блестящие, будто специально начищенные; мороженое вкусное.
Однако… По горным склонам видно, каким трудом отвоевывали люди каждый кусочек этой земли. Вот об их трудолюбии я и думаю.
В Монако два вида общественного транспорта - эскалатор и
лифт. Внутри скалы.
А по-настоящему понравился мне
парк и Институт океанологии.
* * *
А в Канны совершенно спокойно можно было и не заезжать, гораздо интересней было бы посещение одной из парфюмерных фабрик (в О или Грассе). Ну, лестница и лестница, пользуясь выражением инспектора Лестрейда. Мы направили свои стопы в противоположную сторону, хоть и по набережной Круазетт.
Платановая аллея, карусель, блошиный рынок…
Финики как уличное декоративное.
Автовокзал;
фасад напоминает о том, что мы все-таки в Каннах…
Потом спустились на нижнюю часть набережной и разглядывали яхты.
Густые прибрежные мачтовые заросли. Осадки высокие и низкие, имена незамысловатые и вычурные; сверкает солнце на медных кольцах для шкотов, желтое отполированное дерево горячее даже на вид.
...и
тогда был мачтовый лес...
Возле паркинга, за широким парапетом, за грудой камней, - море. "Огромное, лениво вздыхающее…" Безмятежное, как тибетский монах в нирване…
И в полуденном призрачном мареве, между водой
и небом стоит белый корабль… безупречно белый, немой и неподвижный.
А на камнях сидели двое -
каннская
Ассоль и ее верный друг.
...
может быть, как и когда-то...