о ремесле и об искусстве

Jan 13, 2008 19:35

- Пожалуйста, граждане, - подошел Жюно с подносом.


- Дайте нам ржаного хлеба, - попросил Вилат, - Черного-пречерного. Он солоноватый, и с медом - или еще с шоколадом - получается такое вкусное сочетание...

ББ, который сначала нацелился на батон, тут же согласился.

- Что-то в этом есть, - подтвердил Жюно, тоже попробовав.

Утомленный работой, долгой прогулкой в лесу, впечатлениями - и от горячего кофе - Вилат, казалось, разомлел, опустил голову на валик дивана и притих. ББ собирался уже предложить ему идти домой, когда Вилат неожиданно заговорил:- Бертран, вот как вы думаете... Почему словесность считалась высшим видом искусства? По крайней мере, довольно долго. В Средневековьи и Ренессансе художник был немногим выше маляра и штукатура, архитектор - каменщика... Ну, во всяком случае эти занятия считались ремеслом, но никак не искусством. И даже музыкант не мог сравниться с писателем.

ББ не то чтоб удивился, но задумался.- С наблюдением вашим я почти согласен, но - чем это объяснить... - Он отложил салфетку и изменил позу, сел поглубже в своем кресле. - Может быть, по той причине, что и архитектура, и живопись имели лишь практическое приложение, тогда как словесность - занятие в некотором смысле «бесполезное», и, следовательно, возвышенное?.. А может быть, подлинное искусство рассматривалось исключительно как дар свыше, тогда как в ремесле необходимы обучение, терпение, труд и опыт?.. Но это же справедливо и для словесности - но - литература была по преимуществу результатом самообразования... А театр?.. Кажется, к литературе он так близок, но сколь презираем был актер и актерское ремесло!.. Впрочем, презрение и уважение к избранным мастерам, художникам и актерам, меж собой отлично уживались...

- Ну, значит, мы думаем примерно одинаково. За кисти, за резец брались ради заработка прежде всего.  Художникам задавали темы, не очень-то разнообразные. Пиши архангела Михаила, возводи собор, вытесывай статую или отливай статуэтку, - мы тебе заплатим, если захотим. Актер - развлекай нас или заставляй волноваться, может, мы даже прольем слезу, но руки тебе никогда не подадим и за стол не посадим рядом. Да и музыка - правда ведь, Бертран, музыка тоже писалась по случаю! То на коронацию какого-то короля, то на панихиду кардинала, а что не для обслуживания и услаждения власть имущих, то для церкви...
Писатель был относительно свободен и в выборе темы, и вообще - литературой занимались люди на досуге, для славы, для истины, для приятного  времяпрепровождения, но не ради денег. И художники были все больше из низших сословий, но пробиться в литературу человеку из низов было ой как трудно... А искусство и должно быть свободным, приятным, «бескорыстным». Вот и выходило, что словесность...

ББ слушал с очевидным интересом и удовольствием.

- Вот о чем я подумал - для ремесла художника поначалу не требовалось и особенных знаний, и настоящей культуры. Он должен был строго следовать канону и быть добросовестным. Совсем наоборот - словесность.
Кроме того, архитектура, живопись, музыка были анонимны: число имен, переживших свою эпоху, очень невелико в сравнении с общим количеством мастеров и ремесленников... Да... может быть, мастерство - как наиболее приближенная к искусству степень владения ремеслом - постепенно обретала право на уважение, а потом и на поклонение...
А литераторы? Для них узнаваемость, индивидуальный стиль и слог служили предметом первейшей заботы... Архитектор не мог работать один. Рисовальщик мог поручить подмастерьям дописать картину, но никакой автор никогда не доверял, по доброй воле, кому-либо прикасаться к его созданию... Может быть, еще и это: ремесло - корпоративная деятельность, творчество, искусство - единоличная...

- А знаете... Поскольку для христианства вообще характерно пренебрежение телесным и превознесение духовного, может быть, и ремесла ставились ниже постольку, поскольку в них много элементов физического труда? Уж для скульптора это очевидно, и для художника тоже... Ну, и для актера. А литератор - сиди себе, мысли, листай манускрипты да перо в чернильницу макай...
Что-то же я собирался сказать... А! Про музыкантов. Композиторов и капельмейстеров кое-как - некоторых - немногих - но сохранили имена. А вот исполнители действительно были совсем-совсем безвестные. Разве что в шестнадцатом веке мало-помалу ситуация стала меняться...

- Интересно было бы понять и другое - благодаря чему - или кому - и когда - отношение к искусствам стало меняться... И изменилось до того, что теперь они говорят «искусство И литература», тем самым исключая словесность из понятия «искусство»...

- А наука?.. То, что я успел прочитать, меня привело к мысли, что наука тоже была или вспомогательным занятием, обычно для лекарей, или досугом для обеспеченного человека. Значит, наука ближе к искусству?.. Несмотря на то, что она преследовала в первую очередь практическую пользу, как и ремёсла...

- Наука? - переспросил ББ с улыбкой. - В этой области я почти невежда... Помимо ботаники и географии, мои представления об истории науки и ее содержании более чем скромны... И ваш долг - меня просвещать.

- Ах, кокетничайте! А еще интересно - какая диф... диф-ферен-циация была в самой литературе. Авторы романов всегда были на вторых ролях. А «писатель», «пишущий человек» было почти синонимом «ученого». Хотя писали они сплошь о теологии, теодицее, нравах, истории и осторожно - о природе... Ну, потом еще о праве...

homo ludens, воображение правит миром, дискусси не сданные в архив, ВФР

Previous post Next post
Up